Меню раздела

Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования «Город Новочеркасск» для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы ТОС.

Зачем нужен ТОС?
ТОС является эффективным инструментом для улучшения качества жизни людей на территории проживания.
Благодаря  деятельности ТОС муниципальные образования получают развитие, укрепляются важнейшие элементы гражданского общества, выявляются и используются внутренние резервы территории, повышается активность населения.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
  • иные территории проживания граждан.

ТОС вправе осуществлять следующую деятельность:

  1. организовывать участие населения в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению территории;
  2. совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществлять меры по социальной защите жителей территории;
  3. разрабатывать и принимать программы развития своей территории, вносить в установленном порядке предложения в планы и программы муниципального образования;
  4. принимать участие совместно с уполномоченными на это органами в осуществлении контроля за соблюдением норм и правил по землепользованию, в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения, иным вопросам, имеющим значение для территории общественного самоуправления;
  5. вносить предложения об улучшении работы общественного пассажирского транспорта;
  6. принимать меры по организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства, развитию народного творчества;
  7. направлять в органы местного самоуправления обращения по вопросам, затрагивающим интересы жителей территории;
  8. проводить на своей территории исследования общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения территории;
  9. содействовать развитию дошкольного воспитания, внешкольной образовательной деятельности и работе клубов по месту жительства;
  10. выступать с правотворческой инициативой, подлежащей обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке;
  11. выступать с инициативой о проведении публичных слушаний;
  12. вести в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, направленную на социально-экономическое развитие и бытовое обслуживание населения в соответствии с целями, предусмотренными уставом территориального общественного самоуправления;
  13. привлекать на добровольной основе средства жителей для развития социальной инфраструктуры территории;
  14. осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывоза мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Регистрация ТОС в форме некоммерческой организации позволяет принимать участие в различных конкурсах и получать гранты на развитие своей территории, получать государственные субсидии. Кроме того, зарегистрированный ТОС может получать муниципальные заказы на благоустройство, самостоятельно определять исполнителя работ на своей территории. Зарегистрированный ТОС имеет право аккумулировать финансовые средства и направлять их на реализацию своих мероприятий, а также иметь в собственности имущество.
Органы местного самоуправления имеют право передать зарегистрированным органам ТОС  для осуществления отдельные муниципальные полномочия.  
На территории Ростовской области первые органы территориального общественного самоуправления стали формироваться еще в начале 90-х годов. Так, в городах Ростове-на-Дону, Батайске и Таганроге, Неклиновском и Белокалитвинском районах, начиная с 1991 года, начали формироваться уличные комитеты.

Телефон для справок: 8 (8635) 25 99 29

Примеры лучших практик

Нормативно-правовая база территориального общественного самоуправления

 


Полезные ссылки по ТОС

www.okmo.newsОбщероссийский конгресс муниципальных образований
 www.vsmsinfo.ru Всероссийский совет местного самоуправления
www.atosrf.netdo.ruОбщенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления

Как создать территориальное общественное самоуправление (ТОС)?



Полномочия органов ТОС:

  • представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории, для решения местных вопросов;
  • обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
  • решение вопросов благоустройства, поддержания порядка и чистоты, в том числе привлечения жителей на добровольной основе к выполнению общественных работ на соответствующей территории;
  • проведение работы с детьми и подростками, в том числе:
    - в части организации отдыха детей в каникулярное время;
    - в части организации детских клубов на территории ТОС;
  • в установленном законом порядке оказание содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка на территории ТОС;
  • содействие в проведении благотворительных акций органами местного самоуправления, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;
  • осуществление иной деятельности, не противоречащей действующему законодательству и служащей достижению уставных целей.

 


Территории для осуществления ТОС:

  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
  • иные территории проживания граждан.



Координационный совет по территориальному общественному самоуправлению

Положение о Координационном совете (.doc, 49 Кб)


СОСТАВ
Координационного совета по взаимодействию с органами территориального
общественного самоуправления в городе Новочеркасске

 


Жиркова
Елизавета
Юрьевна

-   заместитель главы Администрации города, председатель Координационного совета;

Карабедов
Андрей
Георгиевич

-   заместитель Председателя Городской Думы, заместитель председателя Координационного совета (по согласованию);

Шевченко
Елена
Александровна

-   главный специалист отдела информационной политики и общественных отношений Администрации города, секретарь Координационного совета.

Члены Координационного совета:

 

Зацепилов
Геннадий
Федорович

-   директор муниципального казенного учреждения «Департамент строительства и городского развития города Новочеркасска»;

Савинков
Евгений
Борисович

-   заместитель директора муниципального казенного учреждения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Новочеркасска;

Пчельникова
Наталья Александровна

-   главный специалист отдела подготовки разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию Управления архитектуры и градостроительства Администрации города;

Денисенко
Дмитрий Константинович

-   заместитель начальника отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города;

Ямщикова
Ольга
Витальевна

-   начальник отдела финансирования капитального строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Финансового управления Администрации города;

Луконина
Ольга
Владиславовна

-   начальник отдела информационной политики и общественных отношений Администрации города;

Харченко
Дина
Андреевна

-   главный специалист сектора нормативно-правовой экспертизы юридического отдела Администрации города;

Челакова
Елизавета
Михайловна

-   ответственный секретарь Общественной палаты города Новочеркасска, член комиссии по социально-экономической политике и улучшению качества жизни горожан, член комиссии по общественной экспертизе нормативно-правовых актов и общественному контролю (по согласованию);

Носкова
Марина
Николаевна

-   председатель комиссии по общественной экспертизе нормативно-правовых актов и общественному контролю, член комиссии по социально-экономической политике и улучшению качества жизни горожан, член комиссии по работе с национальными, религиозными объединениями и миграционной политике (по согласованию);

Рыбальченко
Сергей
Владимирович

-   член комиссии по общественной экспертизе нормативно-правовых актов и общественному контролю (по согласованию);

Павлов
Павел
Михайлович

-   первый товарищ атамана Окружного казачьего общества Новочеркасского округа Всевеликого Войска Донского (по согласованию);

Васильева
Ирина
Викторовна

-   главный редактор общественно-политической газеты «Деловой Новочеркасск», член Общественной палаты города Новочеркасска (по согласованию).


Наверх