Меню раздела

Прокуратура г. Новочеркасска разъясняет

.

Прокурор Ростовской области проведет личный прием в Новочеркасске

22 сентября 2021 года в прокуратуре города Новочеркасска по адресу ул.Дубовского, д.45 прокурор Ростовской области государственный советник юстиции 3 класса Прасков Роман Сергеевич проведет личный прием граждан.

Прием граждан будет проводиться по предварительной записи.

Запись граждан на прием осуществляется в помещении прокуратуры (ул.Дубовского, д.45) при личном обращении или по телефону 8(8635) 22-21-24.


.

Принят закон о дополнительных мерах социальной поддержки неполных семей с детьми и беременных женщин, находящихся в трудной материальной ситуации

С 1 июля 2021 года вместо единовременного подлежит выплате ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель).

Размер пособия составит 50% величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в регионе по месту жительства (пребывания) или фактического проживания получателя.

Также с 1 июля 2021 года законом водится новый вид выплаты - ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. Право на него имеет единственный родитель ребенка или родитель (иной законный представитель) ребенка, на которого уплачиваются алименты.

Размер пособия составит 50% величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации.

Оба вида пособий подлежат выплате при условии, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в регионе, где проживает заявитель.

Кроме того, с 1 сентября 2021 года законом предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка родителя, осуществляющего уход за больным ребенком в возрасте до 8 лет, независимо от страхового стажа.

Прокуратура города предупреждает об участившихся фактах совершения хищений денежных средств граждан с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

В последние годы значительно возросло количество случаев хищений денежных средств с расчётных счетов граждан, совершаемых с использованием сети Интернет и телефонов. В 2020 году таких случаев было зарегистрировано практически 11 тысяч.

Как правило, злоумышленники в целях завладения денежными средствами используют различные средства связи, в основном сотовую, и придумывают новые схемы обмана граждан. Благодаря доверчивости граждан зачастую мошенники достигают своих преступных целей.

Основными видами «телефонных» мошенничеств являются:

- звонки от имени сотрудников банков о хакерской атаке на кредитное учреждение, а также о необходимости провести ряд операций для сохранности денежных средств на счетах;

- звонки от имени сотрудников правоохранительных органов о том, что родственник попал в ДТП, в полицию и т.д., в связи с чем, для решения вопроса об освобождении от уголовной ответственности, требуется передать определённую сумму денег;

- звонки о желании приобрести какое-либо имущество, объявление о продаже которого гражданином размещено на различных Интернет-сайтах. В таких случаях мошенник звонит по объявлению и под предлогом перечисления аванса просит продиктовать номер банковской карты, а потом сообщить ему различные коды доступа;

- СМС-сообщения либо звонки о каком-либо выигрыше, для получения которого необходимо перечислить определённую сумму денежных средств;

- СМС-сообщения либо звонки о, якобы, имеющейся задолженности по кредитам, которые необходимо погасить.

В случае поступления такого звонка или СМС-сообщения необходимо помнить, что банковские работники никогда не совершают операций по телефону, не просят клиента сообщить конфиденциальные сведения. Если вы получили сообщения якобы от банка, сразу же обратитесь в свой банк по официальному номеру или лично. Не сообщайте посторонним лицам коды доступа к счёту или подтверждения совершения перевода. Не звоните и не отправляйте сообщения на номера, указанные в СМС, за это может взиматься плата. При звонке злоумышленника, сообщающего о несчастье с вашим близким, необходимо проявлять благоразумие и внимательность, не выполняйте просьб и требований неизвестного, свяжитесь сами со своим родственником и выясните обстоятельства произошедшего.

Обо всех фактах совершения мошеннических действий и хищения денежных средств незамедлительно обращайтесь в полицию с заявлением либо по телефону «102» с мобильного телефона. Сотрудники полиции обязаны принять и зарегистрировать поступившее сообщение, провести по нему проверку и принять решение, о котором сообщить заявителю.

Сотрудники прокуратуры призывают граждан быть бдительными и не перечислять денежные средства неизвестным лицам, а также не раскрывать свои личные данные, реквизиты банковских карт незнакомым людям, так как впоследствии они могут быть использованы для хищения денежных средств.

Приняты поправки к законодательству в части назначения и выплаты пенсий и доплат к ним

Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 153-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которыми расширен перечень беззаявительных действий. В частности, так будут назначать пенсии по инвалидности и пенсии по предложениям органов службы занятости, а также соцдоплаты.

Предусмотрена возможность досрочных выплаты и доставки пенсий в условиях ЧС.

Мужчин, достигших 45 лет, и женщин, достигших 40 лет, которые не получают какую-либо пенсию, ПФР будет раз в 3 года информировать о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.

Для северян установят отдельные правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Поправки вступают в силу с 1 января 2022 г.

Принят закон о новых полномочиях сотрудников уголовно-исполнительной инспекции

Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 154-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности, закреплено право сотрудников УИС объявлять официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

Предостережения объявляются лицам, находящимся на территориях следственных изоляторов и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования.

Прописан порядок применения такой меры воздействия.

закреплено право сотрудников УИС объявлять официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

Предостережения объявляются лицам, находящимся на территориях следственных изоляторов и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования.

Прописан порядок применения такой меры воздействия.

Продлен беззаявительный порядок предоставления субсидий на оплату жилья и услуг ЖКХ

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2391 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, продлевающие беззаявительный порядок предоставления субсидий на оплату жилья и услуг ЖКХ.

Так, в случае, если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 октября 2020 г. по 1 апреля 2021 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На 1 июля 2021 года перенесен срок вступления в силу норм о получении из ГИС ЖКХ сведений о наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Речь также идет о получении этих данных через СМЭВ.

Правительственный документ действует с 1 января 2021 года.

Граждане, имеющие право на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу, будут проходить медкомиссию по своему заявлению

Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 146-ФЗ внесены изменения в статью 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Отменено обязательное медосвидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеющих основания для отсрочки или освобождения от призыва. Медосвидетельствование будет проводиться по их заявлению.

Исключение будет предусмотрено для граждан, которые отказались от реализации права на отсрочку или освобождение, а также для тех, кто получил отсрочку по состоянию здоровья.

Упрощен порядок подачи документов на госрегистрацию организаций и ИП

Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 143-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

Согласно поправкам, нотариус, засвидетельствовавший подлинность подписи на заявлении о госрегистрации организации (при ее создании) или ИП, обязан направить такое заявление и иные необходимые документы в регистрирующий орган.

Нотариальное удостоверение подлинности подписи на заявлении, а также последующая передача соответствующих документов в регистрирующий орган выполняются нотариусами в рамках одного нотариального действия.

Если учредителей организации несколько, то документы подает нотариус, который заверил подпись последнего заявителя.

В детских лагерях появится система передачи тревожных сообщений

Правительством РФ 14 мая 2021 г. принято постановление № 732 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления».

Согласно данному правовому документу во всех детских лагерях появится система передачи тревожных сообщений, которая в случае опасности будет передавать сигнал о вызове экстренных служб. Кроме того, осмотр зданий и территорий будет проходить не реже четырех раз в день.

По новым требованиям все лагеря будут разделены на четыре категории в зависимости от количества отдыхающих в смену, а также от уровня безопасности в регионе.

Для каждой из этих категорий разработан свой комплекс мер. Организациям из четвертой категории будет достаточно проводить антитеррористические учения, иметь пропускной режим, тревожную кнопку, схему эвакуации и план действий при возникновении ЧС. К этому списку добавляются системы видеонаблюдения, охранные сигнализации и металлоискатели, если лагерь относится к третьей категории, и контрольно-пропускные пункты, если он относится ко второй категории.

Для организаций из первой категории предусмотрены самые строгие требования. Помимо всех вышеназванных мер, они должны иметь особую систему охраны. За их безопасность будут отвечать сотрудники частных охранных организаций, подразделений войск национальной гвардии или ведомственной охраны.

Распределение лагерей по категориям обеспечат специальные комиссии. В их состав войдут представители региональной власти, местных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии и МЧС, эксперты в области безопасности. Такие комиссии должны подробно изучить территорию каждого лагеря и определить степень угрозы.

Этим же постановлением утверждена форма и правила ведения паспорта безопасности, который должен быть в каждом детском лагере.

Новые требования не распространяются на лагеря, которые охраняются войсками национальной гвардии (например, «Артек»), а также на лагеря, организованные школами во время каникул. Кроме того, под эти требования не попадают турслеты, спортивные соревнования и сборы продолжительностью до семи дней. Безопасность детей в таких случаях будет регулироваться другими нормативными актами.

Законом установлены обязанности владельцев земельных участков, на которых найдены воинские захоронения

Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 119-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества.

Определены условия захоронения и перезахоронения останков погибших, полномочия региональных властей в данной сфере, обязанности владельцев земельных участков, на которых обнаружены воинские захоронения.

Так, в случае обнаружения костных останков или надгробий, памятников, других мемориальных сооружений гражданами или организациями на своих земельных участках они обязаны уведомить об этом в течение трех рабочих дней органы внутренних дел или местного самоуправления. Такие же обязанности возложены и на иных лиц, обнаруживших старые захоронения на не принадлежащих им землях.

Кроме того, владельцы земельных участков не должны препятствовать уполномоченным органам при обследовании места обнаружения захоронений и при проведении мероприятий по захоронению (перезахоронению) останков погибших.

Граждане и организации несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на их земельных участках.

Законом установлены обязанности владельцев земельных участков, на которых найдены воинские захоронения

Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 119-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества.

Определены условия захоронения и перезахоронения останков погибших, полномочия региональных властей в данной сфере, обязанности владельцев земельных участков, на которых обнаружены воинские захоронения.

Так, в случае обнаружения костных останков или надгробий, памятников, других мемориальных сооружений гражданами или организациями на своих земельных участках они обязаны уведомить об этом в течение трех рабочих дней органы внутренних дел или местного самоуправления. Такие же обязанности возложены и на иных лиц, обнаруживших старые захоронения на не принадлежащих им землях.

Кроме того, владельцы земельных участков не должны препятствовать уполномоченным органам при обследовании места обнаружения старых захоронений и при проведении мероприятий по захоронению (перезахоронению) останков погибших.

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших подлежит передаче в органы военного управления по месту их обнаружения, а взрывоопасные предметы - немедленной передаче в эти органы для обезвреживания или уничтожения.

Граждане и организации несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на их земельных участках.

Порядок и основания обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

Одной из главных задач участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов, которая осуществляется посредством реализации полномочий, предусмотренных ст. 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правом на обращение с соответствующим заявлением в арбитражный суд субъекта обладают только прокуроры субъектов либо их заместители, а также приравненные к ним прокуроры или их заместители.

При этом предъявление прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, является недопустимым. Применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает

решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

На всех стадиях арбитражного процесса прокурор определяет свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дела и внутренним убеждением, последовательно отстаивает ее, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.

Собрания собственников жилья можно будет проводить через портал госуслуг

Постановлением Правительства РФ от 16 января 2021 г. № 9 внесены изменения в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

На базе портала госуслуг появится сервис для проведения собраний собственников жилья в электронной форме.

Это позволит размещать на портале принятые собственниками решения, сведения об итогах голосования, хранить итоговые протоколы в электронном виде. Ресурс будет автоматически информировать жильцов о проведении собраний.

Новый функционал появится благодаря синхронизации портала с ЕГРН и ГИС ЖКХ.

Правительственный документ начал действовать с 28 января 2021 года.

Принят закон, сохраняющий опекунам инвалидов с детства, достигших совершеннолетия, повышение фиксированной выплаты к пенсии

Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. № 18-ФЗ внесены изменения в статьи 17 и 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», устраняющие правовую неопределенность по вопросу права родителя (опекуна) инвалида с детства на сохранение повышенной фиксированной выплаты к пенсии.

Поправки внесены в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 года № 20-П. Они уточняют положения законодательства из-за его разночтений при рассмотрении вопроса о праве родителей (опекунов) инвалидов с детства после достижения ими совершеннолетия и признания недееспособными получать повышенную выплату к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием иждивенца.

Новый закон предусматривает порядок сохранения ранее установленного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (достигших возраста 18 лет), при условии, что указанные лица не находятся на полном государственном обеспечении. Установление в этом случае факта нахождения таких инвалидов на иждивении родителей не требуется.

Повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.

Новые законоположения действуют с 24 февраля 2021 года – со дня опубликования Федерального закона, в котором эти положения закреплены.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 2020 г. N 20-П указал на необходимость уточнения положений законодательства в связи с наличием разночтений при рассмотрении вопроса о праве родителей (опекунов) инвалидов с детства после достижения ими совершеннолетия и признания недееспособными получать повышенную выплату к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием иждивенца.

После достижения инвалидом 18 лет родителю (опекуну) необходимо доказывать факт нахождения инвалида на его иждивении.

При этом нередко суды, сравнив доходы ребенка и родителя, и отказывали в такой доплате, если пенсия инвалида оказывалась больше, чем пенсия его родителя.

Законом установлено, в частности, что родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном гособеспечении), повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.

Родителям, являющимся опекунами недееспособных инвалидов с детства, полагается повышенная фиксированная выплата к пенсии. Установлена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и инвалидности родителям - опекунам совершеннолетних недееспособных инвалидов с детства, не находящихся на полном гособеспечении. Фиксированная выплата должна быть увеличена на одну треть на каждого инвалида, но не более чем на 3 инвалидов или 3 нетрудоспособных членов семьи, если они также находятся на иждивении лица. Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Новые законоположения начнут действовать 7 марта 2021 года.

Федеральный закон от 24.02.2021 N 18-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"

Устранена правовая неопределенность по вопросу сохранения права родителя (опекуна) инвалида с детства на сохранение повышенной фиксированной выплаты к пенсии

Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 2020 г. N 20-П указал на необходимость уточнения положений законодательства в связи с наличием разночтений при рассмотрении вопроса о праве родителей (опекунов) инвалидов с детства после достижения ими совершеннолетия и признания недееспособными получать повышенную выплату к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием иждивенца.

После достижения инвалидом 18 лет родителю (опекуну) необходимо доказывать факт нахождения инвалида на его иждивении.

При этом нередко суды, сравнив доходы ребенка и родителя, и отказывали в такой доплате, если пенсия инвалида оказывалась больше, чем пенсия его родителя.

Законом установлено, в частности, что родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном гособеспечении), повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.

Лицу, которому было установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии и которому осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты в связи с достижением ребенком возраста 18 лет, при поступлении в течение 12 месяцев со дня перерасчета документов, подтверждающих признание инвалида с детства недееспособным, производится перерасчет размера фиксированной выплаты без заявления о перерасчете.

Федеральный закон направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 года № 20-П и предусматривает порядок сохранения ранее установленного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (достигших возраста 18 лет), при условии, что указанные лица не находятся на полном государственном обеспечении. Установление в этом случае факта нахождения таких инвалидов на иждивении родителей не требуется.

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, распространение фэйков об угрозе здоровью, жизни и безопасности граждан

Федеральным законом от 01.04.2020 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» были введены ст. 207.1, 207.2 УК РФ, а ст. 236 УК РФ изложена в новой редакции. Указанные статьи предусматривают уголовную ответственность в сфере распространения коронавирусной инфекции.

Лицо, заразившее другое лицо коронавирусной инфекцией, может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил либо создания угрозы наступления таких последствий.

Согласно ч. 1 ст. 236 УК РФ нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, наказывается штрафом, лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, ограничением свободы, принудительными работами, а также лишением свободы вплоть до 2 лет. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ), наказывается в том числе лишением свободы от 3 до 5 лет, а если нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, данное деяние наказывается на основании ч. 3 ст. 236 УК РФ принудительными работами на срок от 4 до 5 лет либо лишением свободы на срок от 5 до 7 лет.

Федеральным законом № 100-ФЗ субъектный состав данного преступления дополнен лицом, создавшим угрозу наступления таких последствий. Согласно Пояснительной записке в ст. 236 УК РФ предлагается установить повышенную ответственность за умышленные действия, связанные с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и направленные на создание угрозы массового заболевания и отравления людей в связи с несоблюдением многими жителями нашей страны санитарно-эпидемиологических правил, принятых как адекватные меры реагирования для купирования возникшей угрозы.

Статьей 207.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Соответствующее деяние наказывается штрафом в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

Согласно примечанию к указанной статье обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в ст. 207.1 УК РФ признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,

чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Действия физического лица могут содержать признаки уголовно наказуемого деяния и квалифицироваться по ст. 207.1 УК РФ в случаях, когда такое распространение заведомо ложной информации с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности. При этом публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться не только в использовании для этого СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, но и в распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.

Статьей 207.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия.

Так, ч. 1 ст. 207.2 УК РФ предусматривает наказание за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека. Данное деяние наказывается штрафом, либо исправительными работами, либо принудительными работами, либо лишением свободы до 3 лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом, либо исправительными работами, либо принудительными работами, либо лишением свободы до 5 лет (ч. 2 ст. 207.2 УК РФ).

Для целей ст. 207.1 и 207.2 УК РФ под заведомо ложной информацией, в том числе об обстоятельствах распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, следует понимать такую информацию (сведения, сообщения, данные и т.п.), которая изначально не соответствует действительности, о чем достоверно было известно лицу, ее распространявшему.

Размещение лицом в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на странице других пользователей материала, содержащего ложную информацию (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом (в том числе так называемый репост), может быть квалифицировано по ст. 207.1 или ст. 207.2 УК РФ.

Распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозициях ст. 207.1 и 207.2 УК РФ, следует признавать публичным, если такая информация

адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств).

Повышена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотиков

Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. № 25-ФЗ внесены изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие более суровое наказание за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в 2 случаях:

- если деяние совершено с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая Интернет) - часть вторая статьи 230 УК РФ дополнена соответствующим квалифицирующим признаком;

- если оно повлекло по неосторожности смерть двух или более потерпевших - статья 230 УК РФ дополнена частью четвертой.

В первом случае предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового, во втором случае - лишение свободы на срок от 12 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью четвертой статьи 230 УК РФ, отнесены к подследственности следователей органов внутренних дел.

Новые законоположения начали действовать 7 марта 2021 года.


Законом введены новые инструменты для борьбы с черными лесорубами

Федеральным законом от 4 февраля 2021 г. № 3-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений.

Так, установлен новый порядок ведения государственного лесного реестра, в этих целях предусмотрено создание ФГИС лесного комплекса.

Урегулированы вопросы, касающиеся порядка учета древесины и продукции ее переработки, а также транспортировки древесины, ее хранения, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними.

Усовершенствовано правовое регулирование отношений, возникающих при использовании лесов и проведении мероприятий по сохранению лесов.

Уточнены осуществляемые органами государственной власти РФ и органами госвласти субъектов РФ полномочия в области лесных отношений.

Помимо этого Федеральным законом предусмотрено проведение административного обследования лесов, осуществление федерального государственного надзора в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с нею, установление технических средств контроля на транспортных средствах и технике, используемых для транспортировки древесины и при тушении лесных пожаров.

В Федеральном законе определены сроки, порядок и особенности перехода к указанному новому правовому регулированию лесных отношений.


Установлена административная ответственность за пропаганду потребления «веселящего газа»

Федеральным законом от 4 февраля 2021 г. № 4-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (введена статья 6.131), устанавливающие административную ответственность за пропаганду, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», использования (потребления) закиси азота либо распространение информации о реализации (сбыте) закиси азота не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров или продуктов питания либо не для медицинского, промышленного или технического применения.

Так, для граждан предусмотрен штраф от 1 до 2 тыс. руб., для организаций - от 50 до 150 тыс. руб. либо приостановление деятельности до 30 суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.131 Кодекса, относятся к подведомственности судей. Правом составлять протоколы о таких административных правонарушениях наделяются должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Новая норма закона начала действовать 15 февраля 2021 года.



.

Порядок возмещения вреда, причиненного преступлением

Конституцией Российской Федерации гарантирована охрана прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Такие гарантии прописаны в статье 52 Основного закона.

Реализация этих конституционных гарантий предполагает устранение преступных последствий, в том числе путем восстановления нарушенных гражданских прав потерпевших от преступлений.

Защита гражданских прав названной категории лиц возможна как в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве (статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), так и об уголовном судопроизводстве (статья 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

В числе способов защиты гражданских прав согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации - возмещение убытков и компенсация морального вреда.

В уголовном судопроизводстве обязанность государства обеспечить надлежащую защиту гражданских прав потерпевших реализуется посредством рассмотрения в рамках уголовного дела гражданского иска этих лиц о возмещении имущественного вреда или компенсации морального вреда. При этом допускается возмещение не только вреда, причиненного непосредственно преступлением, но и последующего вреда (к примеру, расходов на погребение), а также вреда, возникшего в результате уничтожения или повреждения обвиняемым чужого имущества (например, повреждение устройств сигнализации или видеонаблюдения, двери или окна при проникновении в помещение, автомобиля с целью его угона, взлом замка).

Требования имущественного характера, хотя и связанные с преступлением, но относящиеся к последующему восстановлению нарушенных прав потерпевшего (о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, признании гражданско-правового договора недействительным, возмещении вреда в случае смерти кормильца), а также регрессные иски (о возмещении расходов страховым организациям) подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Если потерпевшим по уголовному делу является несовершеннолетний либо недееспособный, гражданский иск в защиту их интересов может быть предъявлен их законными представителями или прокурором.

В случаях, когда вред причинен преступлением, совершенным несовершеннолетним, не имеющим доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, его родители (усыновители, попечители) либо организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой несовершеннолетний находился под надзором, привлекаются в качестве гражданского ответчика наряду с обвиняемым.

Если потерпевшими по уголовному делу о преступлении, последствием которого явилась смерть человека, признаны несколько близких родственников погибшего, то каждый из них вправе предъявить гражданский иск, содержащий самостоятельное требование о компенсации морального вреда.

Бремя доказывания характера и размера причиненного преступлением имущественного вреда лежит на государственном обвинителе. В то же время размер вреда, причиненного преступлением, но выходящего за рамки обвинения, должен доказать истец путем представления суду соответствующих документов.


.

Президентом РФ поддержано создание Фонда «Круг добра» для помощи детям с тяжелыми заболеваниями

Президентом РФ подписан Указ от 5 января 2021 г. № 16 «О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра».

Целью деятельности Фонда является организация и финансирование оказания таким детям медицинской помощи, в том числе за рубежом, обеспечение их лекарствами (включая незарегистрированные в России), медизделиями и техсредствами реабилитации. Экспертным советом Фонда будут сформированы перечни тяжелых жизнеугрожающих и хронических заболеваний, категорий детей с такими заболеваниями и закупаемых препаратов.

Сведения о лечении детей должны вноситься в специальный информресурс в составе ЕГИСЗ.

Учредителем Фонда от имени Российской Федерации является Министерство здравоохранения РФ.

Деятельность Фонда и формирование его имущества осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указ вступил в силу со дня его подписания.


Наверх