Меню раздела

Новости

Информация о работе отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Новочеркасску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области

Государственному пожарному надзору 92 года

18 июля 2019 года исполняется 92 года со дня образования государственного пожарного надзора.
Начало советского периода развития пожарного дела определил декрет СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 1918 года, которым была создана Государственная пожарная охрана Советской России.
История возникновения государственного пожарного надзора начинается с подписания 18 июля 1927 г. Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора РСФСР».
С образованием Госпожнадзора началось проведение планомерных профилактических мероприятий. В первую очередь на всех крупных предприятиях страны стали проводиться пожарно-технические обследования, а вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды.
Острая нехватка квалифицированных специалистов в области надзорной деятельности решалась созданием различных видов образовательных учреждений. К 1931 году наряду с Ленинградским пожарным техникумом функционировали уже пожарные техникумы в Москве и Свердловске. Открылся Центральный заочный пожарный техникум, вечерний противопожарный техникум «Спринклер», в различных городах работали 16 пожарно-технических курсов.
Наряду с надзорно-профилактической деятельностью инспекторы стали уделять особое внимание пропаганде пожарно-технических знаний среди населения. На предприятиях, в жилом секторе организуются занятия. Через массовые издания, в том числе и через журнал «Пожарное дело», освещаются вопросы пожарной безопасности.

В 1930 году приказом ВСНХ (высший совет народного хозяйства) от 18.01.1930 № 504 «Об образовании в местных органах ВСНХ РСФСР пожарных инспекций» всем краевым и областным СНХ, ЦСНХ и наркомпромторгам автономных республик предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию.
Несмотря на то, что в стране появилось 1500 крупных промышленных предприятий, было построено около 100 новых городов, возникли новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, химическая – количество пожаров в стране – самый объективный показатель эффективности деятельности государственного пожарного надзора – к 1930 году по сравнению с 1927 годом снизилось в 1,5 раза – со 150580 до 100403.

Последующее десятилетие государственный пожарный надзор (с 1934 года в составе Главного управления пожарной охраны НКВД СССР) продолжал вести работу по совершенствованию деятельности, повышению пожарной безопасности объектов и территорий. В этот период выходит ряд основополагающих нормативных правовых документов. Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654, которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН.
Социальные корни причин возникновения пожаров – небрежность, безответственность, безразличие к результатам труда, вредительство – были сведены до минимума. И в этом не малая, если не подавляющая, заслуга государственного пожарного надзора. Об этом свидетельствует статистика: к 1941 году количество пожаров снизилось до 71,8 тысяч.
С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Весь личный состав переходит на казарменное положение, ведется активная работа по подготовке к несению службы нового пополнения. Понимая, что, как и в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работниками ГПН организуется всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений. Большое внимание уделяется пропаганде пожарной безопасности в городах и сельской местности.
13 сентября 1942 года вышло Постановление СНК СССР «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности», которое, несомненно, усилило эффективность работы по предупреждению пожаров. Работники Госпожнадзора, а также начальствующий состав ведомственных пожарных команд промышленных предприятий и транспорта именно в дни Отечественной войны широко применяли методы активной профилактической работы. Обнаруженные нарушения противопожарных правил устраняли тут же, в ходе обследований и проверок.
Личный состав пожарной охраны военного периода наряду с летчиками, танкистами, саперами, разведчиками внес свой вклад в книгу мужества, героизма, стойкости и самоотверженности.
С самого начала становления государственного пожарного надзора нормативно-техническая работа стала неотъемлемой его частью. Именно на стадии проектирования и строительства объектов можно предусмотреть и практически реализовать весь комплекс мероприятий по противопожарной защите людей и имущества. Нормативно-технический отдел ГуПО МВД СССР был организован в конце 40-х годов прошлого столетия, благодаря которому было осуществлено широкое внедрение систем автоматической противопожарной защиты зданий и сооружений.
Плодотворная работа руководителей и инспекторского состава государственного пожарного надзора по предупреждению пожаров дала положительные результаты: в послевоенные годы количество пожаров, несмотря на грандиозные темпы роста промышленных предприятий, и других объектов в стране, практически не изменилось. При этом с 1951 по 1956 год из 1566 городов страны в 1261 или 80,5% не было зарегистрировано ни одного крупного пожара.
Приводя сведения о работе и развитии пожарной охраны в послевоенный период, нельзя не отметить принятое в 1956 году решение ГУПО об объединении функций предупреждения и тушения пожаров в одном подразделении. Ответственность за противопожарное состояние возлагалось на руководство частей и отрядов. Такая реорганизация объяснялась особенностями того времени, когда инспекторский состав крупных городов, в силу малочисленности подготовленных инженерных работников осуществлял надзор в основном на крупных предприятиях и в общественных зданиях. На других объектах пожарно-профилактическая работа осуществлялась недостаточно. Кроме того, при экспертизе проектов строящихся объектов инспектор не всегда предусматривал мероприятия, гарантирующие успешную борьбу с огнем. Последнее объяснялось недостаточной подготовкой техников-профилактиков в области пожаротушения.
23 августа 1966 года на базе упраздненного МООП РСФСР было образовано Министерство охраны общественного порядка СССР, руководившее пожарной охраной и другими службами органов внутренних дел. В 70-х годах в соответствии с директивой МВД СССР, подготовленной ГУПО, совершенствование работы пожарной охраны должно было осуществляться за счет внедрения в практику научно-технических достижений, привлечения инженерно-технических работников к творческой деятельности в области обеспечения пожарной безопасности производств. В этот период широкое внедрение получила пожарная автоматика. За короткий срок около 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров. Активно внедрялись системы пожаротушения. В результате проведенных профилактических мероприятий только за период 1966-1970 годов было предупреждено свыше 1 млн. пожаров, причем почти 100 тыс. пожаров были ликвидированы с минимальным материальным ущербом. Только за счет внедрения пожарной автоматики от огня было спасено материальных ценностей на сумму более 3 млн. руб.
В 1974-1979 годах были приняты государственные постановления по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах промышленности по совершенствованию работы государственного пожарного надзора. Руководство Главка особое значение придавало более глубокому анализу возникших пожаров за длительный период 5-10 лет. Это позволяло выявлять тенденции развития пожарной безопасности, как на ближайшую перспективу, так и на длительный срок. На основании аналитических материалов корректировались и разрабатывались научно-технические планы в области развития пожарной безопасности.
С середины 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад: к 90-му году страна по экономическим показателям откатилась на позиции 80-го года. Многие промышленные предприятия прекращают работу, страну поглотил инфляционный процесс. Социальные проблемы населения выразились в халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности. Подробный анализ сложившегося положения, подготовленный в основном специалистами государственного пожарного надзора, был изложен в докладе «Горящая Россия» Президенту России. Доклад получил широкий резонанс. Общественность узнала реальную угрозу пожаров, нависшую над страной. Реакцией на доклад стал подписанный 21 декабря 1994 года Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О пожарной безопасности».
Несмотря на некоторую стабилизацию роста количества пожаров по сравнению с 1994 годом, в чем несомненная заслуга самоотверженной работы сотрудников государственного пожарного надзора, в 2001 году их произошло около 250 тысяч, а количество погибших людей составило 18,3 тысяч человек (в 70-е годы гибель людей от пожаров не превышала 4 тыс. человек: это был один из самых низких показателей среди развитых стран мира)!
Указом № 1309 Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного пожарного надзора.
Сегодня Государственный пожарный надзор МЧС России – это не только мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня, но и эффективная защита интересов личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Внедрение новых методов и подходов к осуществлению надзорных мероприятий позволило освободить от надзора малый и средний бизнес, при этом сосредоточив внимание на объектах, представляющих наибольшую опасность, и реализацию профилактических мероприятий.
Принимаемые меры позволили добиться за последние 10 лет значительного снижения количество пожаров и последствий от них.
В современной истории этот праздник начал отмечаться только с 2007 года, как оценка важности деятельности сотрудников пожарного надзора.



Меры пожарной безопасности в осенне-зимний пожароопасный период

В связи с установившейся холодной погодой на территории города Новочеркасска, население все чаще использует в быту электронагревательные приборы. Вместе с тем для обогрева домов и квартир нередко используются либо неисправные, либо не заводского изготовления обогреватели, представляющие серьезную опасность не только для сохранности жилища, но и для жизни людей.
Использование дополнительных бытовых электроприборов резко увеличивает нагрузку на электропроводку, которая может вызвать короткое замыкание в местах соединения проводов, выполненных с нарушением установленных правил, или же возгорание ветхих проводов.
Значительная часть людей считает, что пожар в их доме произойти не может, тем не менее следует уяснить, что пожар не роковое явление и нелепая случайность, а результат прямого действия или бездействия человека.
Чтобы такого не случилось, необходимо строго соблюдать установленные для всех правила пожарной безопасности в быту и прежде всего, требования пожарной безопасности при установке и эксплуатации электроприборов, печного и газового оборудования.
Категорически запрещается курить в жилых помещения, подвешивать абажуры на электрических проводах, заклеивать электропроводку обоями, закрашивать краской, следует вовремя проводить ревизию электропроводки, содержать в исправном состоянии розетки, выключатели, рубильники и другие электроприборы.Уходя из дома, следует выключать бытовую технику, не оставлять включенными электроприборы работающие в режиме ожидания.
Кроме того, во время отопительного сезона стоит напомнить о правилах пожарной безопасности при эксплуатации печей. Во избежание беды не следует оставлять без присмотра топящие печи, не перекаливать их, эксплуатировать печи без противопожарной разделки, использовать для розжига печей легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
Печное отопление всегда создавало и создает немало проблем населению, особенно в сельской местности, где во многих домах имеется печь – объект повышенной опасности.
Перед началом отопительного сезона все печи должны быть отремонтированы и тщательно проверены. Помните – последствия пожара несопоставимы с расходами на ремонт вашего «домашнего очага».
Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности при эксплуатации печей и электронагревательных приборов, которые нередко становятся причиной трагедии.
Отметим, печные пожары делятся на две группы. Во-первых, причиной возгорания может быть нарушение правил устройства печи. Например, недостаточное расстояния между дымоходом печи и деревянными конструкциями перекрытий дома сюда же можно отнести отсутствие подтопочного листа, в результате чего из-за выпавших углей загорается пол.
Другая проблема – нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печи.  
Также часто заканчивается пожаром розжиг печей бензином, керосином или другими легковоспламеняющимися жидкостями, а также перекаливание печей.
Кроме того, нельзя топить печи с открытыми дверцами, сушить на них одежду, дрова и другие материалы, а поверхности отопительных приборов и дымовых труб необходимо систематически очищать от пыли и белить. Обнаруженные в печи трещины и неполадки необходимо   устранять, чтобы подготовить к новому отопительному периоду.
Если произошел пожар звоните по единые телефоны спасения. Постарайтесь как можно быстрее покинуть горящее помещение. 
Не теряйте времени на спасение имущества, главное спасти себя и других попавших в беду.

При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо звонить
по единому телефону спасения «01», сотовая связь «112 или 101» со всех операторов.


ОНД и ПР по г. Новочеркасску УНД и ПР Главного
управления МЧС России по Ростовской области
ФГКУ «5 отряд ФПС по Ростовской области»

 


Деятельность ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ростовской области

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ «ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Адрес: ул. Страны Советов, 23, г. Ростов-на-Дону, 344023
Тел/факс: 8-(863)-223-82-10, 255-24-51
E-mail: ipl@01ro.ru
Сайт: www.iplrostov.ru

Деятельность ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ростовской области осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации,  федеральным законом от 31.05.2001 № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», приказом МЧС России от 19.08.2005 № 640 «Об утверждении инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы», приказами и распоряжениями МЧС России, регламентирующих деятельность ФПС МЧС России, и направлена на повышение эффективности работы по расследованию преступлений и правонарушений, связанных с пожарами.
Подразделение состоит из двух секторов: сектор судебных экспертиз и сектор исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности.
Эксперты сектора судебных  экспертиз ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ростовской области на базе ИЦЭП СПб УГПС МЧС России (г. Санкт-Петербург) и ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Краснодарскому краю (г. Краснодар) прошли обучение и получили допуски на право самостоятельного производства судебных пожарно-технических экспертиз по следующим специализациям:
СПТЭ-1 – «Реконструкция процесса возникновения и развития пожара»;
СПТЭ-2 – «Металлографические и морфологические исследования металлических объектов СПТЭ»;
СПТЭ-3 – «Рентгенофазовый анализ при исследовании объектов СПТЭ»;
СПТЭ-7 – «Полевые инструментальные методы при исследовании объектов СПТЭ».
Инженеры сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ростовской области являются высококвалифицированными специалистами в области пожарной безопасности,  постоянно повышают свой уровень профессиональной подготовки в различных учебных учреждениях (Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России), на основании которых получены соответствующие документы:
- свидетельства на право самостоятельного производства судебных пожарно-технических экспертиз по специализации - «Анализ нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий»;
- свидетельства об аттестации эксперта – «Экспертиза при осуществлении мероприятий по контролю в области обеспечения пожарной безопасности»;
- свидетельства о повышение квалификации – «Обследование строительных конструкций зданий и сооружений»;
- дипломы о профессиональной переподготовке по специальности «Судебная экономическая экспертиза»;
- свидетельства о повышении квалификаций - «Эксперт в области оценки пожарного риска»;
- аттестаты компетентности эксперта по оценке соответствия систем противопожарной защиты;
- аттестаты компетентности эксперта-аудитора по оценке соответствия требованиям пожарной безопасности продукции.
Инженеры сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности имеют большой опыт в проведении испытаний на объектах с массовым пребыванием людей, социально значимых объектах и особо опасных объектах.
В текущем году сотрудники сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности провели более 450 испытаний систем противопожарной защиты на объектах торгово-развлекательных центров и детских развлекательных центров в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области, таких как: ТРЦ «Золотой Вавилон», ТЦ «Вавилон», ТЦ «Орбита», ТРЦ «Плаза Синема», ТЦ «Левенцовский», ТРЦ «Горизонт», ТРЦ «Мега», ТЦ «Талер», ТРЦ «МегаМаг», ТРЦ «РИО», ТЦ «Баклановский», ТЦ «Энержи-Плаза», ТЦ «Универмаг», ТЦ «Платовский», Бассейн «Н2О», ТЦ «Форум», ТЦ «Пчелка», ТРК «Сокол» и другие.
Испытания проводятся на социально значимых объектах: дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, необходимых для жизнеобеспечения граждан, таких как: «Ростов Арена», «Волгодонская АЭС», «Ростов Водоканал», «ТЭЦ-2», детские сады и школы г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
 Испытания проводятся опытными специалистами, в строгом соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности, разработанными методиками, программами проведения испытаний, поверенным оборудованием и средствами измерений.
 
УСЛУГИ И РАБОТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ
1) Производство судебных пожарно-технических экспертиз.
2) Проведение анализа сжатого воздуха на соответствие требованиям ГОСТ ЕN12021 «Дыхательные защитные устройства - Сжатый воздух для дыхательных аппаратов».
3) Проведение испытаний систем автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
4) Проведение испытаний автоматических установок пожаротушения.
5) Проведение испытаний систем дымоудаления и подпора воздуха.
6) Проведение испытаний систем внутреннего и наружного противопожарного водопровода.
7) Проведение испытаний по контролю качества огнезащитной обработки деревянных, стальных и бетонных конструкций.
8) Проведение испытаний пожарных лестниц и ограждений кровли.
9) Определение категорий зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
10) Оценка соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
11) Проведение расчетов по оценке пожарного риска;
12) Проведение испытаний пенообразователей на соответствие требований ГОСТ Р 50588-2012 «Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний».
13) Оценка состояния строительных конструкций зданий и сооружений с применением аппаратно-программного мобильного диагностического комплекса для экспериментального определения основных динамических характеристик строительных конструкций «Стрела-П».



В зимний период - особые правила безопасности

В целях предупреждения чрезвычайных происшествий ОНД и ПР по г. Новочеркасску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области и 5 отряд ФПС по Ростовской области напоминают жителям города о необходимости соблюдения правил безопасности при эксплуатации вентиляционных и дымоотводящих систем газового и печного оборудования, а также о проведении профилактического осмотра и технического обслуживания данных систем.

Встречи с председателями и членами садоводческих товариществ по вопросам обеспечения пожарной безопасности

В целях недопущения пожаров и последствий от них в летний пожароопасный сезон текущего года, сотрудниками ОНД и ПР по г. Новочеркасску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области совместно с сотрудниками 5-ОФПС по Ростовской области и ВДПО г. Новочеркасска в садоводческих товариществах, расположенных на территории города, были проведены встречи с председателями и членами садоводческих товариществ по вопросам обеспечения пожарной безопасности и организации тушения пожаров. Также в ходе встреч разъяснялись последствия пренебрежения требованиям пожарной безопасности и вручались памятки. На стендах, установленных на территориях садоводческих товариществ, была размещена наглядная  агитация в области пожарной безопасности.


Аудит пожарной безопасности как альтернатива пожарному надзору

В рамках реализации политики государства, направленной на снятие административных барьеров с субъектов предпринимательской деятельности, законодательством Российской Федерации предусмотрены альтернативные методы надзора за соблюдением требований пожарной безопасности. Одним из таких методов является независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности).
Независимую оценку пожарного риска вправе проводить аккредитованные в установленном порядке организации. На сегодняшний день на территории Ростовской области зарегистрировано 9 организаций имеющих соответствующее разрешение.
Независимая оценка пожарного риска проводится по инициативе собственника здания, организацией, не являющейся органом государственного или муниципального контроля и поэтому, даже в случае выявления нарушений установленных требований не предусматривает назначения какого-либо наказания. Результатом проведения такой оценки становится разработка плана устранения недостатков, либо подготовка заключения с выводом о соответствии объекта установленным требованиям.
При поступлении в орган ГПН заключений по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска с выводом о соответствии уровня пожарного риска установленным требованиям, проверки на таких объектах  планируются не ранее чем через три года с момента поступления Заключения.
Применение новых форм и методов оценки соответствия объектов установленным требованиям должны позволить создать наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства.



«Уроки мужества» по теме «Пожарный-профессия героическая» в школах города

     
Во исполнение плана мероприятий по проведению в системе МЧС России Года пожарной охраны, сотрудниками ОНД по г. Новочеркасску УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ростовской области, 5 отряда ФПС по Ростовской области, ВДПО и СРРО ООО «Российский союз спасателей» в апреле 2016 года в общеобразовательных учебных заведениях (школах), расположенных на территории г. Новочеркасска, проводятся «Уроки мужества» по теме «Пожарный-профессия героическая».
Целью данных мероприятий является расширение и закрепление знаний детей о профессии пожарного, закрепление правил пожарной безопасности и действий в случае возникновения пожара, воспитание уважения к людям мужественных и героических профессий.



Наверх