Меню раздела

В семье единой

Религиозные общины и национальные диаспоры, действующие на территории города Новочеркасска:


п/п

Наименование

Ф.И.О.
председателя/руководителя

1

Иудейская местная религиозная организация "Еврейская община г. Новочеркасска"

Легран Борис Германович

2

Новочеркасская городская армянская национально-культурная автономия «АНИ»

директор - Мирзоян Офелия Бархударовна

3

Ассирийская община города Новочеркасска

Яковлев Ираклий Гергиевич

4

Новочеркасская городская Грузинская национально-культурная автономия «Вардзия»

Макаридзе Мамука Джемалиевич

5

Новочеркасская городская общественная организация грузинская национально-культурная автономия «Сакартвело» (Грузия)

Кобалия Шакро Гаджиевич

6

Региональная общественная организация  «Землячество народов Дагестана Ростовской области»

Эминов Бадрик Юсуфович

7

Азербайджанская община города Новочеркасска

Гамбаров Тимур Халилович

8

Общественная организация местная национально-культурная автономия греков города Новочеркасска «Патрида»

Мазманов Георгий Захаревич

9

Местное Новочеркасское отделение региональной общественной организации по защите и реализации гражданских, экономических и социальных прав «Русская община»

Миронов Олег Викторович

10 Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Ростовской области "Донской Муфтият" Муфтий Флюр Хазрат Арсланов
11 Местная религиозная организация Церковь Евангельских христиан-баптистов города Новочеркасска
Пастор Романенко Владимир Васильевич
12
Приход Успения Пресвятой Девы Марии Римско-католической церкви в городе Новочеркасске
Настоятель отец Мачей Русецки ОР
13 Новочеркасский округ Ростовской-на-Дону епархии Русской православной церкви
Благочинный приходов протоиерей Олег Добринский

На территории города Новочеркасска представители всех национальностей и конфессий обеспечены равными правами и возможностями для активного участия в общественной жизни города, для развития национальных традиций и  культуры.

При всесторонней поддержке Новочеркасской городской армянская национально-культурная автономия «АНИ» в нашем городе работает воскресная армянская школа по изучению армянского языка и сохранению национальных традиций. Для детей, плохо владеющих русским языком, организуются дополнительные занятия. Здесь же действует класс армянской письменности, проводятся разноплановые мероприятия с детьми и их родителями. Также в настоящее время на территории Новочеркасска ведется строительство армянской церкви, самой крупной в Ростовской области по вместимости. На базе церкви в будущем планируется открытие народного музея истории армянской общины города Новочеркасска.

Под эгидой иудейской местной религиозной организации «Еврейская община г. Новочеркасска» проводятся концерты национальной музыки, мероприятия в честь различных еврейских праздников, работает воскресная школа по изучению иврита и истории иудаизма. 


С целью сохранения своих культурных традиций Региональной общественной организацией «Землячество народов Дагестана Ростовской области» создан детский танцевальный коллектив – ансамбль «Кавказ», который принимает активное участие в городских праздниках, концертах в культурно-досуговых учреждениях и организациях города.


При поддержке Новочеркасской городской грузинской национально-культурной автономии «Вардзия» в городе работает воскресная школа, на базе которой для всех желающих проводятся занятия по изучению грузинского языка, письменности, истории и культуры грузинского народа. В планах национально-культурной автономии – открытие местной школы грузинских танцев и песен.

Представители Новочеркасской городской общественной организации Грузинская национально-культурная автономия «Сакартвело» (Грузия) проводят мероприятия экологической направленности с целью привлечения внимания жителей Новочеркасска к вопросам охраны окружающей среды.  


С 2013 года в Новочеркасске ежегодно масштабно отмечается день Святого Георгия Победоносца, покровителя и самого почитаемого святого в Грузии, а также праздник Святой благоверной царицы Тамары, символа дружбы и мира. К активному участию в национальных праздниках привлекаются представители всех общин и диаспор города. 
 

       

Представители национальных общин города принимают активное участие в общественной и культурной жизни Новочеркасска, в городских мероприятиях, выставках-ярмарках, а также привлекаются к мероприятиям по благоустройству города: высадке деревьев, субботникам. С целью осуществления мер по предупреждению возникновения межнациональных разногласий и противоречий, представители национальных диаспор и общин города привлекаются к проведению совместных профилактических рейдов с представителями Администрации города и правоохранительными органами, а также к проведению просветительских бесед с населением, в том числе с учащимися учебных заведений города.


Новости "В семье единой"

Проект концепции государственной национальной политики в Ростовской области для общественного обсуждения

Концепция государственной национальной политики в Ростовской области представляет собой систему основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории Ростовской области, определяет механизм и основные направления реализации государственной национальной политики в Ростовской области.

Утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 805 утверждены "Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)".
Постановление определяет  цели,  порядок и условия распределения и предоставления субсидий  из федерального бюджета в целях государственной поддержки мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, направленных на снижение межэтнической и межконфессиональной напряженности на территории Российской Федерации. Ознакомиться с полным текстом документа можно по ссылке http://pravo.gov.ru/laws/acts/62/564853.html.

Источник: народыдона.рф

Подписано соглашение о совместной деятельности между Администрацией города Новочеркасска и Новочеркасским благочинием


20 июня 2016 года в Атаманском дворце города Новочеркасска состоялось подписание Соглашения о совместной деятельности между Администрацией города Новочеркасска и Новочеркасским благочинием Ростовской-на-Дону епархии.
Документ подписали мэр города Владимир Киргинцев и благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский.


Соглашение о сотрудничестве заключено с целью объединения усилий для созидания духовно сильного и нравственно здорового общества, достижения согласия и мира, в том числе межрелигиозного, для решения насущных проблем, преодоления негативных явлений в молодежной среде, укрепления нравственных устоев на основе традиционных духовных ценностей.
Основными направлениями сотрудничества, закрепленными данным соглашением, являются сотрудничество в области образования, духовно-нравственного просвещения, содействия духовного развития казачества и патриотического воспитания, благотворительности, здравоохранения, реализации экологических проектов.


Источник: pravnovoch.ru



Новочеркасск – город православный

Юг России был и остаётся «перекрёстком народов». Здесь жили и живут представители разных народностей, разных верований. Наш город – не исключение. Национальный и конфессиональный состав Новочеркасска достаточно разнообразен, но в подавляющем большинстве его жители исповедуют православие. До 1917 года в городе на 67 тысяч населения было четырнадцать храмов, несколько часовен и множество домовых церквей. Сейчас в Новочеркасске живут более ста семидесяти трех тысяч человек и действуют одиннадцать православных приходов, три домовых храма, четыре часовни и несколько молельных комнат в разных учреждениях.


- Как много прихожан объединяют приходы Новочеркасского округа? – этот вопрос адресован протоиерею, Благочинному приходов Новочеркасского округа, настоятелю Михаило-Архангельского храма Олегу Добринскому.

- Точную цифру назвать невозможно, - говорит отец Олег. – Есть более многолюдные приходы, есть – менее. Какой-то статистики, учёта прихожан у нас не ведётся. Смысла в этом просто нет. Двери храмов открыты для всех. В каждом приходе есть актив, основной костяк, люди, которые занимаются какой-то работой и общественной деятельностью. Должен сказать, что в последние годы отмечается приток людей в храмы, актив приходов растет и омолаживается. В церковь идут люди самых разных социальных слоёв. Сейчас в храм приходят дети неверующих родителей, поколения, полнота жизни которого определялась материальным достатком. К счастью, сейчас в душах многих молодых людей происходит переоценка ценностей, тяга к материальному уступает тяге к духовному. Церковь - это люди, причем – всесословные, и церковь - всем мать, она всех принимает. Главный вектор движения христианина – обожение, и если каждый из нас стремится именно к этому, то мы становимся братьями и сестрами во Христе. Христос объединяет равно всех.

В рамках Новочеркасского благочиния действуют несколько структурных подразделений: отдел по церковной благотворительности и социальному служению, отдел религиозного образования, отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, отдел по делам молодёжи и миссионерскому служению, отдел по работе с казачеством, информационно-издательский отдел. Подразделения работают по определённому и весьма обширному плану.

- У нас в каждом приходе есть штатный социальный работник, помощник настоятеля прихода по образованию, - говорит отец Олег. - В каждом из приходов действует воскресная школа, лицензированная отделом религиозного образования епархии. Преподавание там идёт в соответствии с определёнными стандартами, выработанными Синодальным отделом Патриархии. В одиннадцати воскресных школах у нас обучаются более полутысячи детей разного возраста. Их обучают православной культуре, им преподают Евангелие, историю. В конечном итоге, их учат православному образу жизни.

В плане работы отдела религиозного образования учтено проведение открытых уроков в воскресных школах, организация олимпиад, разных конкурсов, подготовка выставок, родительских собраний, семинаров руководителей и преподавателей воскресных школ и многое другое. Проблема, с которой сталкивается отдел образования, – нехватка площадей. Сейчас в Михайловском храме уроки воскресной школы идут в нижнем помещении, которое лишено отопления. Чтобы ученики не замерзали во время уроков, там ставят две тепловые пушки. Преподаванием в воскресных школах занимаются учителя из числа прихожан. Многие из них окончили специальные курсы по теологии.

Свято-Александро-Невский храм несколько лет подряд летом организует детский летний лагерь «Александровский городок» на берегу Дона. На базе храма Святого Сергия Радонежского действует православное молодежное объединение. Молодежь с интересом и удовольствием принимает участие в разных мероприятиях и акциях.

Очень большой объем работы в храмах Новочеркасского благочиния выполняют люди на бескорыстной добровольной основе. Они делают это потому, что просто не могут иначе.

- В рамках деятельности отдела социального служения окормляются все лечебные и социальные учреждения города, - говорит отец Олег. - У нас налажено хорошее взаимодействие с персоналом учреждений. При Новочеркасском благочинии создана Ассоциация многодетных семей, в которой состоят несколько десятков супружеских пар, воспитывающих трёх и более детей. У нас налажен учет престарелых прихожан, многодетных малообеспеченных семей, которые нуждаются в помощи и поддержке. За каждым приходом закреплены определённые учреждения - детские дома, больницы, которым Новочеркасское благочиние оказывает ту или иную помощь. В 2013 году Новочеркасское благочиние вложило в церковную благотворительность более трех миллионов рублей. Эти средства – пожертвования прихожан. Мы оказывали помощь пострадавшим от наводнения в Крымске, помогали нашим братьям по вере – христианам Сирии. Помимо этого, помогаем отдельным людям, какой-то социальной группе. Проводим целевые благотворительные акции. Например, собираем детей из неполных и малообеспеченных семей в школу, организуем благотворительные обеды. Мы помогаем всем, руководствуясь словами Апостола Павла, сказавшего: «Творите добро всем, а наипаче - своим по вере».

Сестры милосердия православного сестричества (в общей сложности их более сорока человек) навещают детские дома и лечебные учреждения. Они не подменяют медицинских работников, их задача - помочь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Иногда это какая-то практическая помощь, чаще - психологическая.

Человек, оказавшийся на больничной койке, иногда нуждается в религиозном окормлении. Священники еженедельно посещают все лечебные учреждения. Исповедуют и причащают людей. Больной человек всегда ощущает присутствие Божие в своей жизни.

Новочеркасским благочинием регулярно организуются паломнические поездки в разные религиозные центры России и зарубежья. Недавно новочеркасцы побывали в Италии и Константинополе. Как правило, эти поездки совершаются за свой счет, но в этом году поездка в Константинополь была организована при содействии Фонда Ивана Саввиди.

- Люди получают возможность увидеть христианские святыни, поклониться им. Они общаются со своими братьями по вере, что очень ценно для них, - говорит отец Олег.

Большую работу Новочеркасское благочиние проводит в воинских частях.

- Сейчас возрождается институт военного духовенства, - отмечает отец Олег. - У нас уже несколько человек на штатной основе трудятся помощниками командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими. Остальные части, где пока нет таких должностей, тоже окормляются священниками. Уже есть хорошие результаты этой работы, уменьшается число дисциплинарных нарушений, военно-служащие принимают крещение.

Новочеркасским благочинием подписаны договоры о сотрудничестве с Администрацией города, с её разными структурными подразделениями – Управлением образования, Управлением культуры, Управлением здравоохранения.

- У нас складываются прекрасные отношения с Администрацией Новочеркасска, - говорит отец Олег, - складываются в консолидации наших сил на благо города. Мы понимаем, что город у нас один, и «раскачивать» ситуацию в нем мы никому не позволим. Надо остужать горячие головы. У нас разнорелигиозный состав, это так, но я всегда призываю всех обращать внимание на то, что нас объединяет нечто большее, нежели то, что разъединяет. В этом направлении всем нам и надо трудиться. Должно быть соработничество, сотрудничество. Администрация, как люди - это чада Русской Православной церкви. У нас город православный, столица мирового и донского казачества, но в городе живут люди многих национальностей и многих вероисповеданий, это следует учитывать. При Администрации города создан и действует Координационный совет по межрелигиозным и межнациональным отношениям, членом которого я являюсь. У нас нормальные отношения между религиозными и национальными лидерами. Если брать аспект вероучительный, то у каждого свои взгляды, но наша общая задача и цель – создать в городе комфортный климат для взаимоотношений. Самое страшное, что было в истории человечества, - это религиозные войны.

- Можно ли сказать, что на помощь Православной церкви может рассчитывать человек любого вероисповедания, и крещеный, и некрещеный?

- Конечно. И молиться можно за любого человека. Не важно, воцерковленный он или пока ещё не созрел для этого. Когда меня спрашивают о венчании, я стараюсь отговорить от этого шага. Это должен быть шаг абсолютно осознанный, совершенно осмысленный. Семья – это союз мужчины и женщины для благословенного рождения детей и их воспитания. И когда сейчас поднимается вопрос об однополых парах, то я говорю, что не надо называть это семьей. Семья – это нравственно чистый союз мужчины и женщины. Мы не имеем права вести себя так, что сейчас - один супруг, а потом - другой. Есть ответственность перед детьми, есть ответственность перед Богом и перед обществом.

Большой объём информации о работе, проводимой Новочеркасским благочинием, размещается на его сайте, с 1996 года Новочеркасским благочинием выпускается газета «Церковные ведомости», из которой все, кому это интересно, могут узнать о том, чем живёт православное сообщество Новочеркасска. А пока Новочеркасское благочиние ожидает, что в этом году Пасхальное богослужение совершит Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, и что Благодатный огонь вечером в Пасху 20-го апреля будет доставлен в Вознесенский кафедральный собор и уже из нашего города пойдет по храмам всей епархии.
 

Газета "Новочеркасские ведомости" № 6 (1233) 5-11 февраля 2014 г.

фото с сайта Новочеркасского благочиния

«Мы – за мир и дружбу»

О том, чем сейчас живет одна из самых многочисленных диаспор города, армянская, «В» рассказал заместитель президента общественной организации Армянский культурно-просветительский центр «Ани» Вячеслав Товмасян.


Но прежде чем обратиться к сегодняшнему дню, пролистнем несколько страниц истории. Расселение армян на территории Донского края началось очень давно, более двухсот лет назад. В своем фундаментальном труде «Слава и трагедия Новочеркасска» известный историк-краевед Евгений Кирсанов повествует, что исторически армяне появились на Дону в результате разрешения Российской Императрицы Екатерины II на их проживание на землях нынешней Ростовской области. Переселение армян осуществлялось в несколько партий, начиная с августа 1778 года. К концу 1779 года переселенцы дошли до низовий Дона. «К тому времени, - писал Е. Кирсанов, - подоспела и грамота (Указ) Императрицы, по которому армянам отводилась 86 тыс. тысяч десятин (это около 90 гектар) земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского (в будущем город Ростов-на-Дону). Им разрешалось основать один город (Нахичевань) и пять селений… Постепенно они поселились и в Новочеркасске».

Безусловно, армяне сыграли большую роль в развитии в казачьем крае торговли, ремесел, строительства, проявили себя во всех сферах жизнедеятельности, и их судьбы уже долгие годы неразрывно связаны с судьбой Новочеркасска. Немало армянских фамилий вписаны в историческую летопись города. Мужественно сражались армяне с врагом в годы Великой Отечественной войны, и их героизм был высоко оценен на государственном уровне. Наряду с другими жителями города они активно восстанавливали в Новочеркасске разрушенное войной народное хозяйство, внесли большой вклад в строительство города в постсоветское время и продолжают играть заметную роль в дальнейшем его развитии.

В 90-е годы в Новочеркасске стали возникать культурно-национальные общества, среди которых своей организованностью и массовостью заметно выделилась городская общественная организация Армянский культурно-просветительский центр «Ани».

- Наша организация была создана 29 мая 1996 года, - рассказывает Вячеслав Товмасян. – Ее цели и задачи четко прописаны в уставе, в соответствии с которым она и действует. Общество было создано для того, чтобы оказывать содействие развитию культуры, просвещения, духовного обогащения, благотворительной помощи детским домам, школам, престарелым гражданам, детям, инвалидам, а также развитию нравственного и делового потенциала армянской диаспоры.

На первом организационном собрании армянского общества «Ани» был избран Совет культурного центра, а первым президентом центра избрали Владимира Дирацуяна. С 1999 года в результате выборов президентом культурно-просветительского центра стал Вильсон Минасян. В 2004 году президентом был избран предприниматель Ара Арсенян. Он и сейчас возглавляет армянскую общину в городе Новочеркасске.

- Официально в Новочеркасске проживает сейчас около пяти тысяч армян, - говорит В. Товмасян, - но так как членами диаспоры считаются главы семейств, то в списке у меня значится примерно 1300 фамилий. Многие из них – хорошо известные в городе люди, среди них есть крупные предприниматели, дающие работу большому числу наших горожан. Двое армян – Почетные граждане города Новочеркасска. Это Ара Рафикович Арсенян, предприниматель и активный благотворитель на нужды города, и Валерий Андроникович Григорян, начальник городского филиала Противотуберкулезного клинического диспансера, Заслуженный врач России.

- Вячеслав Амаякович, насколько тесные взаимоотношения внутри общины?

- Несмотря на многочисленность нашей диаспоры, многие друг друга хорошо знают, дружески общаются. Достаточно сказать, что на большие события, радостные и печальные, будь то свадьбы или похороны, меньше чем по 200-250 человек мы не собираемся. Мы всегда помогаем друг другу в сложных обстоятельствах. Могу привести в качестве примера несколько случаев. В одной семье умер отец, и сын пришел к руководству общины со слезами – отец перед смертью своей рукой написал желание, чтобы его похоронили в Армении. А у семьи такой возможности не было. Тогда армянская община собрала деньги, мы договорились с аэропортом об отправке тела. В общем, помогли семье выполнить долг перед усопшим. Был еще случай, когда человек попал в беду: его «подставили», и в результате ему было предъявлено обвинение в преступлении, которого он не совершал. Человеку грозило серьезное обвинение с перспективой надолго попасть в тюрьму. Тогда мы через Администрацию города вышли на руководство ГУВД Ростовской области, доказали его невиновность. Могу привести пример и того, что мы помогаем и совершенно незнакомым людям, попавшим в сложную ситуацию. В феврале этого года во время сильного снегопада поломался автобус, в котором ехали из Армении 55 человек. Они направлялись через наш город в Самару. Мэр Новочеркасска обратился в нашу общину с просьбой помочь, и мы совместно с другими городскими организациями помогли этим людям, среди которых были и дети. В гостинице «Новочеркасск» их обеспечили питанием, жильем (эти расходы взял на себя руководитель общины А. Арсенян. А директор гостиницы, большое спасибо ему за это, распорядился значительно снизить ради такого случая цены). Слесари автопредприятия бесплатно отремонтировали автобус, Управление здравоохранения направило врача к заболевшему ребенку. Активисты нашей общины вместе с пассажирами этого автобуса дневали и ночевали, связывались с различными службами. С людей, попавших в беду, мы не взяли ни копейки, и когда автобус через несколько дней починили, они благополучно продолжили свой путь.

- Обращаются ли к вам за содействием или помощью армяне, приезжающие в Новочеркасск?

- Мы всегда помогаем новичкам, которые только приезжают в город, адаптироваться к новым условиям, обустраиваться. Вот совсем свежий пример. Через Администрацию города к нам обратилась семья, которая недавно приехала из Полтавской области, из Украины, где они подверглись притеснениям. Глава семьи - армянин, его жена - русская. Говоря современным языком, на эту семью и их родственников, которые держали деревообрабатывающий цех, «наехали» какие-то экстремисты, стали вымогать «дань», угрожать. После отказа платить деньги владельца цеха избили, сам цех сожгли. Люди вынуждены были бежать. Мы помогли им подать документы на регистрацию, устроиться на работу, обеспечили жильем. Участие в судьбе этой семьи приняли не только члены нашей организации, но и Администрация города, Центр занятости населения. То есть все повели себя по-христиански.

- Если уж мы коснулись религиозного аспекта, давайте чуть подробнее задержимся на вопросе строительства в городе православного армяно-грегорианского храма. Как известно, торжественная закладка камня нового храма Армянской Апостольской Церкви «Григорий Лусаворич» (Григорий Просветитель) состоялась в июне 2000 года. Но строительство его затянулось на много лет. Почему?

- Да, в свое время инициатива армянской диаспоры, проявлявшей заботу о духовном просвещении, была поддержана городскими властями. Под строительство церкви был определен участок земли выше школы № 12. Место постройки при многочисленном стечении жителей города освятил глава Нахичеванской и Армянской Апостольской церкви при Московском Патриаршем престоле. Строительство предполагалось вести исключительно на пожертвования членов армянской диаспоры. Но в уже начавшиеся работы коррективы внес разразившийся экономический кризис: размер отчислений членов общины значительно уменьшился, соответственно, приостанавливалась стройка. Но потом этот процесс вновь активизировался. Сейчас строительство храма продолжается, к нему подведены многие коммуникации. Мы привели в порядок территорию, оградили ее. Все это время, пока длится строительство, мы ежегодно 24 апреля собираемся у установленного там памятного камня, чтобы отметить День памяти жертв геноцида армянского народа.

- Наверняка активисты вашей общины прилагают усилия к тому, чтобы молодежь воспитывалась на национальных традициях, хорошо знала историю своего народа, чтила память об имевших в ней место трагических событиях?


- Конечно, это одна из важнейших задач нашего общества, чтобы молодые люди знали свои корни. Почти сразу после образования культурно-просветительского центра «Ани» в Новочеркасске была создана воскресная школа, все затраты на обучение в которой взяла на себя община. Армянские дети изучают в ней родной язык, обычаи и традиции, культуру своего народа. Для детей, плохо владеющих русским языком, организуются дополнительные занятия. Здесь же проводятся разноплановые мероприятия не только с детьми, но и их родителями. Для этой цели община арендует класс в 12-й школе, где по воскресеньям проходят два занятия: одно для младших детей, они изучают, в основном, родной язык, другое – для более взрослых учеников, которые учат еще и историю, географию. Четыре года назад с помощью консула Армении при ЮФО мы приобрели для этой школы буквари. Учителя, которые работают в воскресной школе, тоже члены нашей общины, они настоящие энтузиасты.

- Вячеслав Амаякович, при Администрации города создан и действует Координационный совет по межэтническим и межрелигиозным отношениям. Вы являетесь активным членом этого совета. Насколько велика, на Ваш взгляд, его роль?

- Я считаю, что в нашем многонациональном и многоконфессиональном городе его роль трудно переоценить. Мы все работаем в этом совете, чтобы город жил мирно и спокойно, решаем вопросы о совместной деятельности, участвуем в общегородских мероприятиях, способствуем тому, чтобы предотвращать какие-то нежелательные явления. Приведу только один пример. Несколько лет назад между жителями станицы Кривянской случилась крупная ссора, грозящая перейти в конфликт национального характера. Члены Координационного совета, активисты национальных общин дружно вмешались в эту ситуацию, добились того, что противостоящие стороны сели за стол переговоров. Конфликт был мирно урегулирован, люди снова стали добрыми соседями, сейчас живут и трудятся рядом, бок о бок.

- Ваша община легко находит общий язык с представителями других национальностей?

- Вообще мое самое большое желание, чтобы в нашем городе всегда царили мир и дружба, чтобы все общины взаимодействовали, вместе работали, вместе отдыхали, отмечали праздники. Для этого мы делаем сейчас упор в работе нашей организации на воспитании молодежи в таком же духе. Но мало организовывать с ними встречи и рассказывать, что хорошо, а что плохо. Молодым людям надо показывать пример, привлекать к каким-то совместным значимым делам. Члены нашей общины - непременные участники общегородских мероприятий: мы сажаем деревья, участвуем в спортивных соревнованиях – среди наших ребят много спортсменов, поем и танцуем на концертах, у нас есть свой детский творческий ансамбль. Члены нашей организации принимали активное участие в фестивале национальных культур во время проведения осенью прошлого года сельскохозяйственной ярмарки, в дне вареников, который устраивали в начале зимы. В ближайших планах - устроить соревнования по футболу между национальными командами, провести соревнования по игре в нарды. Сейчас мы интенсивно работаем над тем, чтобы создать свою, армянскую городскую команду КВН. Ребята занимаются этим с большим удовольствием. Словом, наша организация активно участвует в жизни Новочеркасска, тесно взаимодействует с другими национальными диаспорами, с Администрацией, ощущая себя единым целым со всем городским сообществом.

Город – наш общий дом

В Новочеркасске мусульманская община одна из самых многочисленных. Муфтий Флюр Хазрат Арслан, который с 1996 года является бессменным религиозным лидером общины, стал на прошлой неделе гостем нашей редакции.


Большую часть мусульманской общины составляют татары, компактное проживание которых долгое время было связано с расположенным поблизости от Новочеркасска хутором Татарским. На Дону татары селились в очень далекие времена. Исторические факты свидетельствуют, что еще в первой половине XVII века из приуральских степей на территорию Дона происходила миграция племен ногайцев из развалившейся в это время Большой Ногайской Орды. В состав Новочеркасска хутор Татарский вошел в 1960-е г.г., а до этого был сельским поселением, хутором с богатой историей. Некоторые историки утверждают, что в Ростовской области сложился такой этнос, как донские татары, которые оставили большой след в истории казачьего края.

- Татары составляют неотъемлемую часть населения города Новочеркасска, - говорит Флюр Хазрат. - Татары, которые здесь живут, сохранили свой язык, обычаи, культуру, но они - коренной народ этого города. А раз казачьи корни у нас одинаковые, то и традиции общие. Вообще надо периодически обращаться к истории, передавать эти знания последующим поколениям, воспитывать преемственность. И сейчас должно быть так: люди, которые сюда приезжают, должны придерживаться существующих традиций.

Вообще, несмотря на то, что в мусульманскую общину Новочеркасска входят в большинстве своем татары, она включает представителей и других народов. Официально (надо иметь в виду, что официальные цифры, как правило, в два-три раза меньше реальных) в городе проживает примерно 7,5 - 8 тысяч этнических мусульман. Правда, за последние десятилетия образовалось много смешанных семей. Это необратимый и вполне естественный процесс, считает муфтий, настаивая на том, что сейчас надо идти к пониманию того, что мы все - жители города, члены одной большой семьи. Как же определить национальность человека, если мать и отец у него разных национальностей? Если же говорить о религиозной стороне этого вопроса, то, как священнослужитель, он убежден, что религиозность в смешанных семьях должна, безусловно, воспитываться, но выбор того или иного религиозного исповедания человек должен делать сам, осознанно. Нельзя провоцировать детей на лицемерие, ведь они одинаково любят и отца, и мать, в равной степени хотят угодить тому и другому, но осознанного религиозного выбора сделать не могут. Поэтому в такой семье родители должны давать детям понимание основ той или иной конфессии, но ни в коем случае не давить, а выбор оставлять за ними до их совершеннолетия.

Главное же, на чем в каждой семье, по мнению муфтия, нужно сосредоточить родительские усилия, это воспитание патриотизма. Но до осознания своей любви к Отечеству нужно дойти, подняться до нее, пройдя несколько ступеней. «Мы все пережили много режимов, коренных ломок и перестроек, - говорит имам, - но давайте вспомним такой замечательный фильм советских времен, как «Иван Бровкин». В нем ненавязчиво, но очень доходчиво объясняется чувство патриотизма. Ивана провожают в армию с наказом, чтобы он не подвел, не опозорил свою родную деревню. Проведем аналогию с нашими днями - как здорово, что на Черноморском флоте есть корабль «Новочеркасск», и туда каждый год отправляют служить нескольких наших новобранцев. С каким чувством ответственности они там проходят службу, чтобы не подвести свой город, людей, которые их знают. Вот это и есть преданность своему городу. Это и есть ступень, ведущая к патриотизму уже в масштабах всей страны. По большому счету, мы, наверное, просто ломимся в открытые двери, говоря, что для воспитания патриотизма нам надо специально готовить какую-то основу. Да у нас все готово, все есть, просто этим нужно воспользоваться. Вот, например, призыв в армию. Не надо относиться к этому, как к обыденному, рутинному явлению. Это же огромное событие в жизни молодого человека! Поэтому призывника надо не просто проводить с добрыми напутствиями, но и встретить потом с почестями, ведь он отслужил в армии, отдал свой долг стране, своему народу, и должен чувствовать, что его за это уважают. В такие минуты в его сердце рождается преданность и малой родине, и государству. Наверняка впоследствии он и сыну своему постарается внушить такое же чувство».

Флюр Хазрат приветствует и возрождение кадетских корпусов, ведь воспитание патриотизма является в них основной задачей. Очень хорошо, что кадетские корпуса есть, но главное, по его мнению, чтобы они не отходили от светского образования, сохраняли преемственность лучших традиций и не слишком замыкались в своем пространстве. У кадет не должно формироваться ощущение какой-то избранности, обособленности от общества, с которым они составляют единое целое.

Если же говорить о единстве городского сообщества в более общем и масштабном плане, то муфтий всегда придерживается такой точки зрения: город должен представлять собой одну большую семью, в которой, безусловно, и ссоры происходят, и конфликты случаются, но в целом она живет мирно и созидательно. И то, как складывается общегородская ситуация, в первую очередь зависит от старшего члена семьи, то есть от руководства города. Если оно в той или иной степени способствует укреплению, скажем так, семейных отношений, то и народ откликается адекватно. Если же какая-то нация будет чувствовать себя ущемленной, то люди и отвечать на это станут соответственно.

- Флюр Хазрат, давайте обратимся к тем проблемам, которые есть у мусульманской общины. Какие бы Вы отметили среди главных? Насколько я знаю, мусульман города беспокоит отсутствие мечети?

- Действительно, когда-то в городе было две мечети. Одна деревянная - на Татарке, кстати, при ней до 1915 года действовала школа грамотности, где детей учили и языку, и культуре, и традициям. Вторая, каменная двухминаретная - на ул. Бакунина. Вторую разрушили в революцию. А в хуторе Татарка мечеть была закрыта в 1932 году. В ней хотели устроить избу-читальню, но использовали как амбар для хранения зерна. Затем бывшее медресе было переоборудовано под библиотеку. В 1941 году бревенчатая мечеть была разобрана для создания фортификационных сооружений, то есть, для военных нужд. После войны мечеть не восстановили. А теперь на ее месте стоит клуб. Уже несколько лет он не эксплуатируется, потому что здание пришло в негодность и требует ремонта. Школа грамотности была возрождена и существует до сих пор при библиотеке хутора. В разные годы к разным властям города мы обращались с просьбой о выделении под строительство мечети земельных участков, возникали даже определенные договоренности, но, к сожалению, они не находили продолжения. Одно время нам собирались передать клуб в хуторе Татарка. Недавно с просьбой о выделении участка мы обратились к новому руководству города. Пока ждем ответа. У нас есть желание построить небольшую мечеть, пусть даже и деревянную, человек на 30-40. Финансовый вопрос строительства не стоит, так как мы тесно связаны с Татарстаном. Все эти годы люди молятся дома, религиозные отправления сводятся к бытовому уровню. Люди, конечно, хотят, чтобы хотя бы площадка выделялась для совместного проведения наших главных религиозных праздников – Курбан-байрам и Ураза-байрам. На общее мероприятие мы последний раз собирались три года назад, и тогда на нем присутствовали примерно 600-700 человек. К тому же, отсутствие мечети, то есть культового здания, дает почву для проявления радикальных настроений, а значит, расширяет границы проблемы. Коренное мусульманское население – это приверженцы традиционного ислама, абсолютно миролюбивой религии. А вот радикальные мусульмане, которые в последние десятилетия активно наводняют разные города, в том числе и Новочеркасск, пользуются сложившейся ситуацией. Они начинают собирать мусульман вокруг себя, убеждая их, что власти их зажимают, ущемляют религиозные права. А что они там делают в своих домах и квартирах, собираясь группками, что исповедуют и к чему призывают? А ведь, как говорится, свято место пусто не бывает. На контакт с нами эти люди практически не идут, хотя я и пытаюсь приезжих приобщать к той традиционной конфессии ислам, которая есть в городе. К сожалению, сектанты разных направлений в город все же проникают и собирают возле себя именно приезжих. Это, конечно, проблема – пока маленькая, но ведь она может перерасти и в большую. Мы – за открытость нашей религиозной деятельности. Нам надо возобновить совместные мероприятия, проведение праздников, которые тоже сплачивают людей. Тем более что праздники у нас проходят очень интересно, ярко, колоритно. И на них мы рады всем гостям.

- Почему все же, на Ваш взгляд, число мусульман в нашем городе увеличивается?

- Численность этнических мусульман в городе становится больше, потому что они находят тут возможность заработать. Ни для кого не секрет, что новочеркасцы, не удовлетворенные зарплатами, уезжают в Ростов, ростовчане – в Москву. А их место занимают те, кто приезжает с Кавказа, из Средней Азии. И их устраивает та зарплата, которую получают здесь, потому что на Родине они не имеют и этого. Наша общая задача - не борьба с приезжими, а в том, чтобы радикализм не пустил здесь корни. Для этого должна быть традиционная религия, и молодежь, которая здесь учится, должна понимать, что здесь есть традиционный ислам, ни для кого не враждебный.

- А вот что касается солдат, которые проходят срочную службу в армии в новочеркасских воинских частях. Вы отслеживаете, как обеспечиваются религиозные потребности солдат-мусульман?

- В нашем военном округе на полном государственном обеспечении находится человек, который помогает верующим мусульманам во время службы в армии, обеспечивает их духовные потребности. Непосредственно в Новочеркасске я бываю на призывах в военкомате, обсуждаю с командованием воинских частей этот вопрос, в частности, чтобы солдатам предоставляли время и место для молитв. Общаюсь и с ребятами, знаю, что их права не ущемляются. Но дело в том, что сами солдаты, к сожалению, большой потребности в этом сейчас не испытывают. Им бывает достаточно побывать на празднике. К нам на Татарку, на праздник, приезжали ребята из суворовского училища, их отпускают безо всяких сложностей. В Татарстане - другая картина, там в армии служит очень много мусульман, поэтому при частях есть даже маленькие мечети.

- Какую работу члены мусульманской общины ведут среди прихожан?


- Мы - приверженцы традиционного ислама и исповедуем его, в том числе, в обрядах. Представители общины регулярно ездят в Татарстан, откуда привозят духовную литературу. На наших мероприятиях я всегда заостряю внимание на том, что мы должны соблюдать традиционные обычаи, но помнить нашу общую с городом, в котором живем, культуру. У меня был период, когда я вновь прибывающих в город мусульман лично водил в музеи. Показывал, например, саблю с арабской вязью или казачью старинную одежду – смотрите, она же во многом похожа на татарскую! Людей это вдохновляло. Обращаются ко мне и за ритуальными услугами. На кладбище (оно, правда, до сих пор не узаконенное, но другого нет) мы хороним только по нашим обрядам. Люди из кавказских республик здесь своих умерших, как правило, не хоронят, отвозят на родину, но совершить прощальные заупокойные молитвы они также меня приглашают. В исламе (я имею в виду не тот, что извращен радикалами, а в традиционном) существует культ уважения старших, мы стараемся укреплять его среди молодежи, показывать им пример достойного поведения. И обязательно прививать любовь к своему городу. А ведь город красив тогда, когда чисто убран. И наша вера начинается с того, чтобы убрать мусор. Верующий человек спокойно, не стыдясь, поднимает с земли мусор, брошенный другим человеком. Если ты сможешь убрать мусор за другим человеком, то в твоей душе нет места гордыне – одному из смертных человеческих грехов. Поэтому во многих крупных городах дворниками и уборщиками работают почти сплошь азиаты, у которых верой заложено спокойно и без гнева выполнять такую работу, не считая, что она унижает. С советских времен мы с удовольствием восприняли такую традицию, как общие субботники, и сейчас очень довольны, что она возвращается. Разве эта традиция была плоха? Да и многие другие традиции времен строительства коммунизма не были порочны. Ведь и сам моральный Кодекс положительно воспринимался представителями разных религий, потому что содержал общечеловеческие принципы, взятые из святых писаний. Давайте же все вместе придерживаться этих принципов во имя нашего общего блага и процветания! Собственно, именно в таком контексте мы обсуждаем все проблемы на заседаниях Координационного совета по межнациональным отношениям, которые регулярно проводятся в Администрации нашего города.

Газета "Новочеркасские ведомости" № 13 (1240) от 26 марта 2014 

Под звездой Давида

Новочеркасск - столица донского казачества. Это известно всем. При этом Новочеркасск – город очень многонациональный, в нем дружно живут и трудятся представители многочисленных национальных общин и религиозных конфессий.

Одним из таких национальных и религиозных объединений является еврейская община города Новочеркасска.

Еврейская община была зарегистрирована в нашем городе 17 ноября 1999 года. Она входит в состав Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Община существовала и ранее в форме благотворительного сообщества, но не имела официального статуса религиозной организации. Среди первых членов еврейской общины Новочеркасска было много преподавателей ЮРТУ и НГМА, людей с высоким духовным и интеллектуальным потенциалом, составивших ее костяк на будущее. На сегодняшний день, согласно уставу, основными задачами общины являются изучение Торы – священной книги иудеев, иудаизма как религии, а также возвращение в жизнь евреев Новочеркасска еврейских традиций, несколько размытых в советский период истории. В настоящее время активных членов общины около 60 человек, а всего в городе проживает более 200 человек, считающих себя евреями. Кроме массового отъезда за границу в 1990-е годы, на численности общины сказывается и ассимиляция: чистокровных евреев почти не осталось, дети и внуки евреев зачастую считают себя уже русскими. Для понимания проблемы стоит четко разделять понятия: иудей – это религиозная принадлежность, а еврей – национальность. К сожалению, полной ясности в этом вопросе не существует нигде в мире, даже в Израиле.

С 2004 года по сегодняшний день председателем еврейской общины Новочеркасска является предприниматель Борис Легран.

По его словам, важнейшей частью деятельности общины является проведение шабатов. «Шабат» - это суббота, единственный выходной день у иудеев, когда категорически запрещено работать. Запрет распространяется даже на такие необходимые в повседневной жизни действия, как, скажем, поездки на машине, открытие водопроводного крана или дверной ручки. Традиция может показаться немного нелепой, но иудеи убеждены, что за каждой деталью в иудаизме стоит глубокий древний смысл. Начинают отмечать шабат с появлением первой звезды вечером в пятницу. Традиционно евреи собираются за одним столом и вместе читают Тору, потом следует трапеза и общение. Все приготовления делаются заранее, поскольку непосредственно перед шабатом готовить пищу нельзя.
 

Вместе евреи предпочитают отмечать и многочисленные традиционные праздники: Песах, Шовуот, Ханука, Рош-Ашана - еврейский Новый год и другие. Всего существует восемь больших праздников, но большинство из них довольно печальные, отмечаются в память реальных трагических событий из древней истории еврейского народа. Финансируется община за счет ФЕОР, который ежемесячно перечисляет небольшие суммы на аренду помещений для проведения шабатов и праздников. Это большое подспорье, у других национальных общин такого централизованного финансирования не имеется, они проводят свои мероприятия на собранные пожертвования. Вся основная техническая работа лежит на плечах секретаря общины Сусанны Ильиничны Кулаковой, она работает с почтой, занимается организацией шабатов и праздников, знает поименно почти всех евреев Новочеркасска. Помогать в правильной организации шабатов и праздников в Новочеркасск часто приезжают хасиды – молодые люди, готовящиеся стать раввинами. Существует такая программа в рамках ФЕОР. Хасиды следят за соблюдением многочисленных правил иудаизма, касающихся приготовления пищи, состояния религиозной библиотеки и т.д. Ведь если у христиан почитаются 10 божественных заповедей, то в иудаизме их более шестисот. Конечно, у евреев, живущих и работающих в многонациональном светском государстве, соблюдать все эти многочисленные ограничения нет реальной физической возможности, но хотя бы основные – желательно.
 

В Новочеркасске нет синагоги, но иногда сюда приезжает специальный автофургон, который для простоты называют «мобильной синагогой». Ситуация среди евреев России сейчас спокойная. Еврейское агентство «Сохнут», занимавшееся репатриацией евреев в Израиль, сейчас прекратило свою работу. Те, кто хотел уехать, уже уехали, а безопасности евреев в современной России уже давно ничто не угрожает благодаря продуманной национальной политике российского государства.
 

Целое тысячелетие еврейский народ был рассеян по разным странам и не имел своего государства. Чтобы сберечь свою национальную аутентичность среди иноверцев евреи крепко держались друг за друга, свято соблюдали традиции и учили своих детей грамоте, чтобы те могли читать Тору. Широкое распространение грамотности привело к тому, что среди евреев было много купцов и ученых. Правители средневековых государств привлекали к себе на службу евреев в качестве чиновников, сборщиков налогов, что делало их особенно нелюбимыми местным населением. 
 

Председатель еврейской общины Новочеркасска Борис Легран считает, что проблема антисемитизма для евреев Новочеркасска сейчас не является такой острой, как раньше: - Надо вспомнить, что когда на Украине поднимал голову антисемитизм, а его там никто не остановил, как в России, то со временем получился тот результат, который мы видим сейчас. Думаю, что и в России могло быть нечто похожее. Если бы всякие свастики со стен никто не убрал, не пресек эти далеко не безобидные шалости, молодежь могла бы продолжать приходить в националистические организации. Ведь националисты дают такой простой и понятный неправильный ответ на все вопросы: во всем виноваты чужаки! Самое главное для нас, что изменил за последние годы Владимир Путин, – он полностью изжил в России антисемитизм на государственном уровне. Его сейчас просто нет. Бытовой антисемитизм еще кое-где остается как проявление инерции мышления.
 

- Как, по-Вашему, обстоят дела с национальным вопросом в Новочеркасске?

- Наш мэр Владимир Витальевич Киргинцев очень много внимания уделяет именно национальному вопросу. Создан и регулярно собирается совет национальностей, проводятся мероприятия, фестивали национальных общин, я всегда рассказываю об этом на шабатах. Все это исключительно благодаря Владимиру Витальевичу. Не будь это действительно интересно и нужно мэру, все давно бы уже заглохло. Это как и в стране – не будут интересны межнациональные дела Путину, не будет интересно никому. Такая уж у нас интересная страна. Меня регулярно приглашают принять участие в праздничных мероприятиях других национальных общин, и я с удовольствием это делаю, если, конечно, это мероприятие на приходится на субботу. Проведение продуманной национальной политики – это залог спокойствия и межнационального мира. То, что делает сейчас наш мэр, – правильно, и все у него пока получается. Он все время находится в гуще событий, постоянно общается с народом, люди видят и слышат своего руководителя и доверяют ему. Владимир Витальевич уже высказывал свое желание посетить нашу общину в один из праздников. Мы рады этому и собираемся к одному из праздников пригласить мэра и его заместителей к себе в гости. Нужно только получше подготовиться, чтобы принять у себя таких гостей.
 

- Что значит для вас Израиль?

- К работе нашей общины государство Израиль прямого отношения не имеет. Я лично не воспринимаю Израиль как землю обетованную. У меня здесь на кладбище лежат родственники и здесь моя обетованная земля. А Израиль – это место, куда можно уехать лишь в самом крайнем случае.
 

- Чего бы Вам хотелось добиться как руководителю еврейской общины?

- Я хотел бы, чтобы к нам на шабат приходили все евреи Новочеркасска, все двести с лишним человек, а не 30-40, как ходят сейчас. И я хотел бы, чтобы состоятельные иудеи помогали своим единоверцам. В Торе сказано, что необходимо отдавать на это не менее десятой доли своего имущества, хотя об этом речь сейчас не идет. Просто помогали бы хоть как то, в меру сил. Свое отношение к проблеме антисемитизма секретарь еврейской общины Сусанн а Кулакова сформулировала так:
 

- Я живу в Новочеркасске 16 лет, и за все это время, честно говоря, никаких проявлений антисемитизма практически не видела. Однажды в начале двухтысячных листовки со свастиками расклеили по центру городу. Произошел большой скандал, но тем все и закончилось. После этого никаких трений не было ни разу. Быть евреем в нынешнем Новочеркасске не трудно.
 

Газета "Новочеркасские ведомости" № 11 (1238) 12 марта 2014 года

«Лучшая проповедь – праведная жизнь»

Новочеркасск – город многоконфессиональный. Наряду с православными, на его территории действуют и несколько храмов и молитвенных домов других христианских вероучений. В частности – церкви Евангельских христиан-баптистов


Баптизм - одна из крупнейших христианских конфессий протестантского направления. Первые общины христи­ан-баптистов возникли более четырёхсот лет назад в Голландии и Англии. Термин «баптизм» - производное от греческого глагола «баптидзо» - означает «погружение», «крещение погружением». Баптисты, для которых Библия является основным источником вероучения, практикуют крещение взрослых людей, исполняющих заповедь по осознанной вере в Иисуса Христа. За четыре столетия церкви Евангельских христиан-баптистов были основаны и получили свое развитие во многих странах мира. В России первые баптисты появились около ста пятидесяти лет назад, чему во многом способствовали политические и экономические изменения, произошедшие в Российской Империи на рубеже XVIII-XIX вв. В разных частях страны стали появляться общества и кружки по изучению Библии, которая к тому времени была полностью переведена на русский язык. Основными центрами баптизма в Российской Империи были Поволжье, Кавказ, юг Украины и Санкт-Петербург.

В Новочеркасске баптистская община начала действовать ещё до революции 1917 года. В советское время баптисты подвергались гонениям. Власть отбирала их молитвенные дома, а сами члены общины находились под жестким контролем. Так продолжалось вплоть до перестроечного времени.

- Времена были разными, но мы всегда сохраняли нашу веру, - говорит пастор Церкви Евангельских христиан-баптистов Новочеркасска Владимир Романенко. – Членами общины Евангельских христиан-баптистов были мои бабушки и дедушки. Получается, что я – баптист в четвёртом или пятом поколении. В советское время за членами нашей Церкви были закреплены кураторы, которые отвечали за работу с верующими, в том числе и с детьми. Мы жили под постоянным надзором. Для нас это была тоже своего рода проповедь. Праведная жизнь христианина, его деятельность - это тоже проповедь учения, которое он исповедует.

Добрые перемены в жизни новочеркасских баптистов произошли четверть века назад, в 1989 году, когда им впервые было разрешено провести во Дворце культуры НЭВЗа благотворительный вечер-концерт, на котором собирались средства для помощи воспитанникам детских домов. В 1990 году новочеркасской общине Евангельских христиан-баптистов была возвращена лютеранская кирха, расположенная на улице Кирова (ныне Михайловская), в которой в своё время проходили богослужения как лютеран, так и баптистов. По словам Владимира Романенко, Администрация города активно способствовала возвращению общине этого исторического здания. Кирха, являющаяся памятником архитектуры регионального значения, находилась в плачевном состоянии. В основном помещении храма, как это часто практиковалось в советское время, был устроен склад. Понадобились большие усилия и немалые средства, чтобы привести его в надлежащий вид. Город помог строительными материалами, а сами работы выполняли члены общины. Освятили церковь в 1995 году.

- На сегодняшний день в городе действуют десять евангельских церквей, пять из них баптистские, - говорит Владимир Романенко. - Общая численность прихожан, регулярно посещающих службы (с учётом членов их семей), более восьмисот человек.

Помимо проведения регулярных богослужений, члены поместной Евангельской Церкви ведут большую социальную работу.

- В христианстве есть две основные заповеди: «Любить Бога и любить ближнего», - продолжает Владимир Васильевич. – Мы стараемся следовать каждой их них: поклоняться Богу и служить Ему, молиться за ближних и служить им. Церковь несет утешение тем, кто приходит в неё, заботится о тех, кто нуждается в ее заботе и помощи.

Одно из направлений деятельности Церкви Евангельских христиан-баптистов заключается в заботе о детях, в частности, о воспитанниках детских домов и школ-интернатов. Дети и молодежь Церкви посещают детские учреждения, общаются с ребятами, проводят с ними рождественские и пасхальные праздники, знакомят их с христианской культурой. В этом году христиане раздали ребятам около пятисот сладких подарков, приобретённых на средства жителей немецкого города-побратима Изерлона.

- В 2001 году при нашей Церкви был открыт приют для девочек, выпускниц детских домов-интернатов, - рассказывает В.В. Романенко. – Мы увидели проблему: покидая дом-интернат, дети остро нуждаются в социальной адаптации. Средства на открытие приюта мы получили от двух женщин, членов зарубежной Церкви Евангельских христиан-баптистов. Администрация города поддержала этот проект, и приют существует вот уже более десяти лет. В приюте трудится христианская семья, которая заботится о девочках и помогает им подготовиться к самостоятельной жизни.

Помимо «детского» служения, Церковь Евангельских христиан баптистов обращает большое внимание на заботу о пожилых людях. Верующие регулярно посещают жителей Дома-интерната для престарелых и инвалидов. Открытка ко Дню рождения, шоколадка, улыбка и доброе слово приятны каждому пожилому человеку. С желающими проводятся беседы на христианские темы.

- Мы стараемся приходить в это учреждение с маленькими детьми, чтобы дать возможность пожилым людям, живущим вне семей, пообщаться с малышами. И старикам это общение очень дорого. Они обеспечены питанием, уходом и кровом, но лишены домашнего тепла, семейного уюта. И мы стараемся поделиться с ними этим теплом. Я рекомендую всем прихожанам бывать в этом учреждении. Считаю, что это необходимо как для жителей интерната, так и для наших прихожан. Ощутив атмосферу казённого учреждения, они в полной мере смогут оценить тепло собственного дома, поблагодарить Бога за эти тепло и уют и перестать обращать внимание на свои мелкие неурядицы, - говорит Владимир Романенко.

У Церкви Евангельских христиан-баптистов много друзей в разных странах мира. Особенно тесные дружеские отношения сложились у нее с жителями Изерлона, с которыми она участвует в совместном проекте «Бабушка», направленном на помощь одиноко проживающим пожилым людям.

- В один из очередных визитов немецкой делегации (это было в 2000-м году), - вспоминает Владимир, - наша гостья – немецкая художница Ульрика Лангут обратила внимание на довольно опрятную старушку, которая копалась в мусорном контейнере. Это зрелище произвело на неё очень сильное впечатление. Ульрика стала расспрашивать о размере пенсий наших стариков, после чего сделала вывод, что русские бабушки-дедушки нуждаются в материальной помощи.

Немецкие семьи взяли персональное шефство над пожилыми одинокими жителями Новочеркасска. Сначала таких семей было пять (соответственно – пять подшефных), сейчас - уже более двухсот. В Новочеркасск из Германии регулярно поступают деньги, на которые верующие из Церкви ежемесячно приобретают продукты и развозят их старикам. Помимо материальной помощи, каждый из подопечных получает из Изерлона очень теплые письма. Двести писем - из Германии в Россию, столько же - в обратном направлении.

- Стоит заметить, что, начиная это проект, немцы публично покаялись в нашем храме за своих предков, пришедших в Россию с войной. Они попросили у русских людей прощения и выразили желание чем-то помочь им. И наши одинокие старики, пережившие войну, ощутили тепло. Они перестали смотреть на Германию как на вражескую страну. Я думаю, что это очень важно, - уверен Владимир Васильевич.

Четверть века назад Церковь Евангельских христиан-баптистов стала одной из первых религиозных организаций, получивших доступ в места лишения свободы. Ее прихожане регулярно бывают в ИТК-14, находящейся на Новом городке, оказывают моральную поддержку осуждённым, помогают восстановлению их семейных связей.

Семейные ценности – особая сторона жизни Евангельских христиан-баптистов. Семья для них - понятие святое. Церковь помогает многодетным семьям из числа своих прихожан.

Церковь для христиан - это ещё и очаг культуры. В храме регулярно проводятся концерты духовной музыки, там выступают гости из других регионов России.

Уже несколько лет подряд, по согласованию с Администрацией города, во время каникул Евангельские христиане-баптисты организуют детские площадки. Волонтёры рассказывают ребятам о христианстве, проводят с ними занятия, игры, беседы.

- На все наши проекты нужно не так много денег, - говорит Владимир Романенко. – Главное, чем мы обладаем, - это людские ресурсы. Мы даём людям возможность совершать добрые дела. Таким образом мы воспитываем наших верующих, направляя их потенциал (в том числе и материальные возможности) в нужное русло. Во многих наших делах нам помогает Администрация города. В этом нам даже слегка завидуют наши братья по вере из других городов. Мы живем открытой жизнью, мы всегда готовы к сотрудничеству, и это уже доказано временем. Координационный совет по межрелигиозным и межнациональным отношениям, который действует в Новочеркасске под эгидой Администрации, – хороший инструмент в достижении мира и согласия в нашем городе. Лидеры религиозных и национальных организаций имеют возможность установить личные контакты и достичь понимания на человеческом уровне. И этим настроем они делятся со своими единоверцами и соплеменниками. Мы стали лучше понимать друг друга. Церковь отделена от государства, но все мы - граждане одной страны, а Новочеркасск, по сути, - одна большая семья, в которой мы живём.  


Газета "Новочеркасские ведомости" № 8 (1235) от 19 февраля 2014

Наверх