Меню раздела

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)

Нормативные правовые акты, регулирующие порядок образования и деятельности комиссии

Положение о комиссии

Состав комиссии

План работы комиссии

Сведения о проведенных заседаниях комиссии

Порядок подачи заявления для рассмотрения на комиссии

Заявления (уведомления) граждан и муниципальных служащих по основаниям, предусмотренным  пунктом 14 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации города Новочеркасска и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Постановлением Администрации города Новочеркасска от 02.03.2015 № 392 (далее - Комиссия), представляются в Комиссию (ответственному секретарю Комиссии) письменно по формам, размещенным в подразделе «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения».
Согласно п. 41 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации города Новочеркасска и урегулированию конфликта интересов, организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности Комиссии, а также информирование членов комиссии о вопросах, включенных в повестку дня, о дате, времени и месте проведения заседания, ознакомление членов комиссии с материалами, представляемыми для обсуждения на заседании комиссии, осуществляются отделом муниципальной службы и развития персонала Администрации города.

 

Информация для работодателей

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 28.12.2013)

Федеральный закон от 2 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 04.03.2014)

Указ Президента РФ от 21 июля 2010г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

Постановление Администрации города Новочеркасска от 11 августа 2015 г. № 1618 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. постановления Администрации г. Новочеркасска от 29.09.2010 № 2223).

Работодателям, принимающим на работу граждан – бывших муниципальных служащих,  необходимо  строго соблюдать требования   ст. 64.1 Трудового кодекса, в которой определены  условия заключения трудового договора с бывшими  муниципальными служащими, а также положения  ст. 12 Федерального закона  от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». 

Согласно указанным нормам, граждане, замещавшие должности муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, только с согласия соответствующей Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.  

Граждане, замещавшие должности муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель   в свою очередь  при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности муниципальной службы, в течение двух лет после их увольнения с муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю)  муниципального служащего по последнему месту его службы.  

 Порядок сообщения  о заключении такого договора устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 При этом согласно ст. 12 Федерального закона  о противодействии коррупции,  несоблюдение гражданином  требования  о сообщении работодателю  сведений о последнем месте службы,      влечет  прекращение трудового или гражданско-правового договора  на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

В свою очередь, несоблюдение работодателем, принимающим на работу бывшего муниципального  служащего, требований в установленный срок сообщать  о заключении такого договора    представителю нанимателя (работодателю)  муниципального служащего  по последнему месту  его службы,   является правонарушением и влечет  ответственность  в соответствии с законодательством РФ.

Так, статьей 19.29 Кодекса об административных правонарушениях   РФ  предусмотрена административная  ответственность   работодателя за привлечение  к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». 

Санкция указанной нормы для граждан – административный  штраф в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; для  должностных лиц -  административный штраф от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц -  административный штраф от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При этом  для целей  ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции,  используется перечень должностей муниципальной службы    утверждены соответствующими органами  государственной власти субъектов РФ и  органами местного самоуправления.   

 

 

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на муниципальной службе РФ и порядка их урегулирования

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

При этом в соответствии с частью 2 Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона № 25-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

К обязательствам, которыми муниципальный служащий может быть связан с гражданами и организациями, могут быть отнесены обязательства по передаче имущества, выполнению работ (услуг), уплате денег, либо обязательства, вытекающие из трудовых, семейных правоотношений, а также основанные на административном акте, судебном решении и так далее.

Под указанное определение конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых муниципальный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей.  Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  • выполнение отдельных функций муниципального управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего;
  • выполнение иной оплачиваемой работы;
  • владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
  • получение подарков и услуг;
  • имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  • взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы;
  • явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Осуществление «функций муниципального управления» предполагает, в том числе:

  • размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
  • осуществление муниципального контроля;
  • подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
  • организацию продажи приватизируемого муниципального имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков и другого недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности;
  • подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
  • лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
  • проведение экспертизы и выдача заключений;
  • возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
  • представление в судебных органах прав и законных интересов муниципального образования.

В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе лежит обеспечение исполнения муниципальными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность муниципального служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Выяснение обстоятельств непринятия муниципальным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе муниципального служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о муниципальной службе и противодействии коррупции. Например, обращение муниципального служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

Представителю нанимателя (работодателю) наряду с изменением должностного или служебного положения муниципального служащего необходимо:

использовать механизм проверок, предусмотренный постановлением Правительства Ростовской области от 26.04.2012 № 320 «О Порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению». В этой связи необходимо учитывать, что статьей 271 Федерального закона № 25-ФЗ установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения;

активнее привлекать соответствующие комиссии для выработки мер по предотвращению конфликта интересов. В частности, в тех ситуациях, когда требуется осуществить оценку действий муниципального служащего, установить наличие или отсутствие получаемой им выгоды, а также осуществить профилактическое воздействие.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения муниципальным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется представителю нанимателя (работодателю) для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Мониторинг практики рассмотрения случаев конфликта интересов на муниципальной службе, а также анализ информации о деятельности комиссий показал, что наиболее часто рассматриваемыми случаями конфликта интересов являются:

  • совершение действий, принятие решений в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего;
  • выполнение муниципальным служащим иной оплачиваемой работы;
  • владение муниципальным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций);
  • замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с муниципальной службы, если отдельные функции муниципального управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего.

 
Типовые ситуации конфликта интересов на муниципальной службе и порядок их урегулирования

 

Наверх