Меню раздела

Прочая информация для организаций и физических лиц

Изменения в нормативно-правовой базе

Информация для владельцев гаражей и физических лиц, приобретающих гаражи (информация не распространяется на гаражи, являющиеся объектами вспомогательного назначения)

Индивидуальное размещение гаража, либо владение гаражом в гаражном кооперативе (далее – потребительский кооператив) предполагает соблюдение гражданином следующих основных обязательных требований земельного, гражданского законодательства:
1. Наличие сформированного для этих целей земельного участка – объекта, сведения о котором внесены органом государственной регистрации в кадастр недвижимости, указанный при учете вид разрешенного использования объекта предполагает размещение либо эксплуатацию в его границах гаража. Наличие либо отсутствие сведений о земельном участке, полнота внесенных о нем сведений могут быть проверены гражданином, потребительским кооперативом посредством подачи запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (государственная услуга органа регистрации - Росреестра) в муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Новочеркасска» либо посредством обращения к  официальному сайту Росреестра, сервис федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН).
Информация о порядке подачи запроса заинтересованным лицом может быть получена в порядке, определенном приказами Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968, от 06.06.2016 № 357. Стоимость и порядок  взимания платы за предоставления соответствующей государственной услуги определены приказами Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 967, от 10.05.2016 № 291.
2.  Наличие у  гражданина либо у потребительского кооператива права на данный земельный участок.  В случае предоставления объекта до 25.10.2001 года это может быть право постоянного (бессрочного) пользования (удостоверяющий право документ -  свидетельство о праве собственности, праве бессрочного (постоянного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, выданное Комитетом по земельным ресурсам и землеустройства г.Новочеркасска),   либо право аренды (удостоверяющий документ – договор аренды земельного участка, заключенный с Администрацией города).    В случае предоставления объекта после 25.10.2001 года - право собственности либо право аренды. Юридическим подтверждением наличия права на земельный участок являются договор аренды, заключенный с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска на срок менее 1 года, либо государственная регистрация права собственности или долгосрочного договора аренды в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке, сформированном и предоставленном до 01.03.2008 года сведения о ранее учтенном объекте могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации по заявлению заинтересованного лица на основании документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом) устанавливающего право на земельный участок (решение (постановление) органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка физическому лицу (потребительскому кооперативу) на одном из предусмотренных действующим на момент принятия решения законодательством виде права) или подтверждающего право на земельный участок (один из документов, указанных в пункте 2) или иных документов (землеотводной акт или решение органа местного самоуправления об отводе земельного участка или  документ, подтверждающий ранее осуществленный кадастровый учет объекта или государственную регистрацию права на него).
Физические лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование (землепользователи), а также физические лица, получившие в порядке наследования право собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на таком земельном участке, вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок (часть 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Это снимет для физического лица ограничения в вопросах распоряжения земельным участком, установленные для землепользователя (запрет на предоставление в аренду земельного участка, передачу объекта в залог). Порядок регистрации права собственности по указанным выше основаниям определен статьей 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Потребительский кооператив, которым земельный участок ранее предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют исключительное право на оформление в отношении объекта права собственности либо права аренды без проведения торгов, для чего им надлежит обратиться  в муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Новочеркасска»  за получением муниципальных услуг «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» или «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов».  При этом указанные заявления потребительским кооперативом подаются одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.
Отсутствие сформированного для размещения гаража земельного участка земельным законодательством оценивается как самовольное занятие земель и предполагает для владельца гаража административную ответственность (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также имущественную ответственность перед органом местного самоуправления – представителем собственника государственных земель (возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением - статьи 62, 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отсутствие удостоверенного для владельца гаража права на фактически занимаемый им земельный участок является фактом использования земельного участка без надлежаще оформленных прав и предполагает имущественную ответственность перед собственником земельного участка - возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением - статьи 62, 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
До начала процедуры оформления прав на земельный участок (в отсутствии оформленного права) владелец гаража должен:
1. оценить тип гаража – недвижимое имущество (объект недвижимости) или движимое имущество. Первый тип предполагает объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, в обязательном порядке имеющее фундамент, ввиду чего объект является неотделимым от земельного участка без потери его стоимости и функционала;
2. при наличии объекта государственного кадастрового учета - оценить сведения о местоположении границ земельного участка, в границах которого размещен гараж, вид разрешенного использования земельного участка;
3.  установить собственника земельного участка (представителя собственника в силу закона), в границах которого размещен гараж.
Если гараж является объектом недвижимости, физическое лицо либо потребительский кооператив должны иметь на момент обращения к собственнику земельного участка (представителю собственника в силу закона) по вопросу оформления прав зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на соответствующий объект недвижимости или правоудостоверяющий документ на гараж, оформленный до 25.12.1999 г. (начало исполнения Росреестром на территории Ростовской области функции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок).
Собственник объекта недвижимости согласно статьям 271, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. С учетом этого, решение о предоставлении физическому лицу (потребительскому кооперативу) на избранном им праве собственности или праве аренды земельного участка, находящегося в не разграниченной государственной или муниципальной собственности, принимается органом местного самоуправления без проведения торгов (статьи 39.5, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В этом случае для оформления права на земельный участок заинтересованное лицо обращается за предоставлением одной из муниципальных услуг «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» или «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов».
В отсутствии удостоверенного права собственности на гараж либо в случае, если гараж является движимым имуществом,  земельный участок заявителю может быть предоставлен без проведения торгов гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В иных случаях земельный участок предоставляется заинтересованному лицу в результате проведения органом местного самоуправления аукциона.
Оформление права на земельный участок заинтересованным лицом, не имеющим исключительное право на земельный участок, возможно только после освобождения его от имущества неустановленных лиц (гаража), для  чего физическое лицо или потребительский кооператив обращаются с  заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. Порядок подачи такого заявления и необходимый перечень предварительных мероприятий определен в части 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полномочным органом местного самоуправления при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о предоставлении  земельного участка на одном из избранных им виде права без проведения торгов до принятия им решения оценивается наличие (отсутствие) оснований для отказа, перечень которых определен статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности:
границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Проведение надлежащих кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (стоимость работ договорная) обеспечивает заявитель,  для чего он обязан получить от Администрации города предварительное согласие на предоставление земельного участка.
Изменение либо установление второго вида разрешенного использования земельного участка проводится в Едином государственном кадастре недвижимости только при наличии соответствующего вида использования в градостроительных регламентах территориальной зоны, в границах которой размещен гараж,   на основании решения собственника земельного участка.
Для проведения указанных выше мероприятий лицо, заинтересованное в оформлении права на земельный участок, надлежит обратиться за предоставлением ему муниципальных услуг:
«Предварительное согласование предоставления земельного участка»,
«Изменение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Право собственности на земельный участок, договор аренды земельного участка сроком действия от года и более подлежат государственной регистрации (статьи 8.1, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Объект недвижимости, сведения о котором либо сведения о правах на который отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, может быть учтен в Едином государственном реестре недвижимости на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, определенном в части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Наряду с правоудостоверяющим, документом, подтверждающим наличие ранее учтенного здания, строения, сооружения, является технический паспорт  на объект капитального строительства, изготовленный до 1 января 2013 года.  Ранее созданный объект недвижимости также может быть учтен в Едином государственном реестре недвижимости на основании технического плана, выполненном на основании разрешения ввода в эксплуатацию здания и (или) разрешения на строительство здания, проектной документации либо на основании утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, в отсутствии указанных документов – на основании технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года  (статья 71 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).  Физическое лицо, построившее гараж на земельном участке, предоставленном ему для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 1  части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации – получение разрешения на строительство не требуется), имеет право на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию созданного здания, строения, сооружение на основании технического плана такого объекта недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок (часть 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Сведения технического плана об объекте недвижимости основываются в данном случае на декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 18.12.2015 № 953).
Размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, для потребительского кооператива - 22 000 рублей (подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации), физического лица – 350 рублей (подпункт 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения которой применяются при оценке юридически значимых фактов с 1 января 1995 года,  самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
С учетом положений гражданского законодательства, в отсутствии документов, дающих основание для государственного кадастрового учета ранее созданного объекта недвижимости, гараж, обладающий признаками капитального строительства, является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска предлагает физическим лицам и потребительским кооперативам оценить правомерность использования ими земельных участков для размещения гаражей, физическим лицам до заключения договоров купли-продажи гаража проверять наличие у продавца удостоверенных прав на объект капитального строительства (гараж), удостоверенных прав на земельный участок, занимаемый гаражом.
Дополнительная информация может быть получена:
по вопросу образования (уточнения характеристик) земельного участка – в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Новочеркасска,
по вопросу предоставления земельного участка – в Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска,
по вопросам кадастрового учета и государственной регистрации права - в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области,
по вопросам признания прав собственности на объект недвижимости – посредством получения услуг юридической консультации у практикующего юриста.

 

Дата публикации 14.11.2017 года.

Ограничения при использовании береговых линий водных объектов

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска обращает внимание жителей и гостей города о необходимости соблюдения требований законодательства при использовании земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничен. В силу части 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Статьей 65 Водного кодекса РФ установлены требования к охране водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использо и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со
статьей 19.1
Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).
В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к  централизованным системам водоотведения (канализации), централизованным ливневым системам водоотведения, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
В границах прибрежных защитных полос наряду с вышеуказанными ограничениями запрещается:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений статьи 68 Водного кодекса РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Наверх