Меню раздела

Результаты муниципального земельного контроля

.

Результаты муниципального земельного контроля по итогам за 2018 год

Функция по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального  образования «Город Новочеркасск» возложена на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска (далее – Комитет).
В течение 2018 года Комитетом проведено 108 плановых и 115 внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В результате проверок выявлены:

9 фактов самовольного занятия или использования без надлежаще установленного права 9 земельных участков;

5 фактов нецелевого использования 5 земельных участков;

57 фактов нарушения прочих обязательных требований, в отношении которых не предусмотрена административная ответственность (части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации);

38 фактов неисполнение предписаний органа муниципального контроля.

В 28 случаях субъекты проверки воспрепятствовали законной деятельности должностного лица
.
Органом государственного земельного надзора возбуждено производство об административном правонарушении в 13 случаях.
Территориальным отделом Росреестра 12 правонарушителей привлечены к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов – 117 тыс. рублей.
По фактам воспрепятствования законной деятельности должностного лица и неисполнения предписаний органа муниципального контроля специалистами Комитета составлено 80 протоколов об административном правонарушении, по которым мировыми судьями по состоянию на 10.01.2019 года  принято 68 решений о привлечении нарушителей к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов – 38,9 тыс. рублей.
В адрес лиц, допустивших правонарушения, направлено 143 предписания об устранении фактов нарушения земельного и гражданского законодательства.
В адрес субъектов муниципального земельного контроля и выявленных в ходе проверки иных лиц, допустивших правонарушение при использовании объектов земельных отношений,  направлены 106 финансовых претензий, в том числе об уплате суммы неосновательно полученного обогащения в размере 9878,9 тыс.рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами – 4001,2 тыс.рублей, 169 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства.
В целях
выявления возможных фактов нарушения требований земельного законодательства, имущественных прав муниципального образования «Город Новочеркасск» в течение 2018 года Комитетом проведено 43 плановых (рейдовых) осмотра, обследования 119 земельных участков.
По результатам обследований установлено:
11 фактов самовольного занятия земель общего пользования площадью 0,23 га;
размещение 57 нестационарных объектов в отсутствии правовых оснований, из них: 22 объекта торговли, 34 гаража, сарая, трансформаторная подстанция, общая площадь занятых земель – 0,09 га;
8 фактов ведения деятельности, не связанной со строительством, вне установленных границ предоставленных в пользование земельных участков на территории общей площадью 0,77 га;
5 фактов нарушения почвенного слоя 5 земельных участков общей площадью 21,17 га;
использование собственниками объектов недвижимости 12 земельных участков общей площадью 0,56 га в отсутствии надлежаще оформленных прав на землю;

использование собственниками 5 земельных участков общей площадью  1,78 га не по целевому назначению.
В адрес всех установленных правонарушителей направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований земельного и гражданского законодательства.
Таким образом, в отчетном периоде в большинстве случаев вид выявленных правонарушений - использование земельных участков в отсутствие зарегистрированных прав на них, что является нарушением положений 
части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации. В отношении данного вида правонарушений Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) не предусмотрена административная ответственность. Но в случаях выявления данного вида правонарушения
, субъектам проверки в обязательном порядке выдается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства Ростовской области с установлением срока его исполнения.
Отнесение данной категории субъектов земельных правоотношений к числу нарушителей земельного законодательства обосновано исходя из  следующих правовых норм.
Основаниями возникновения прав на земельные участки согласно установленному п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перечню оснований возникновения прав и обязанностей, могут являться: договор или иная сделка, акт государственного органа или органа местного самоуправления, судебное решение, установившее право на земельный участок, приобретение имущества по допускаемым законом основаниям вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Статьями 3, 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьей 264 ГК РФ установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Права на земельные участки, предусмотренные гл. III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п.1 ст. 25 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Согласно ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, а котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, гражданским и земельным законодательством предусмотрено право собственника здания, строения, сооружения на использование земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, в силу закона. Действия  лица по использованию земельного участка, в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, не образуют события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок). Таким образом, использование земельного участка под зданием, принадлежащим на праве собственности, так же не образует события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, но одновременно является нарушением одного из обязательных требований земельного законодательства - права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (п. 1 ст. 25 ЗК РФ).
В целях исключения (устранения) использования земельных участков без оформленных и зарегистрированных прав, Комитет рекомендует физическим лицам, юридическим лицами и индивидуальным предпринимателям при приобретении прав собственности на объекты капитального строительства, выяснить у продавца установленный вид права на земельный участок, занимаемый приобретаемыми строениями, либо самостоятельно определить вид права на землю посредством направления запросов в МАУ МФЦ г. Новочеркасска о предоставлении в отношении запрашиваемого земельного участка выписки из Единого государственного реестра недвижимости. В случае установления права аренды на земельный участок, необходимо обратиться с заявлением в МАУ МФЦ г. Новочеркасска с заявлением об оказании муниципальной услуги по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, на новый срок с иным лицом.
В случае отсутствия права собственности или права аренды на земельный участок, необходимо в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса оформить право аренды или право собственности на занимаемый земельный участок. Для чего необходимо обратиться в МАУ МФЦ г. Новочеркасска с заявлением  о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на которых расположены здания, строения, сооружения» на праве собственности либо на праве аренды. В дальнейшем, зарегистрировать договор аренды земельного участка  или право собственности посредством подачи в МАУ «МФЦ» г. Новочеркасска заявления о предоставлении Росреестром соответствующей государственной услуги.

Наверх