Меню раздела

Полтора века - под стук колес

Строительство Грушевско-Донской железной дороги началось 2-го апреля 1861 года, в двух верстах от Нового Черкасска близ балки Тангаши (сейчас это район Хотунка).
Перед строителями первой на Дону железной дороги стояла очень непростая задача: практически вручную, используя лишь тягловую силу лошадей или быков, построить более шестидесяти километров насыпи, проложить рельсы, возвести три десятка мостов, несколько остановочных площадок. 

*    *    *

 

Из истории Северо-Кавказской железной дороги

В марте 1860 года наказным атаманом войска Донского Михаилом Хомутовым был подан рапорт на имя военного министра, в котором он ходатайствовал о строительстве железной дороги. Своё ходатайство атаман М.Г. Хомутов обосновывал необходимостью доставлять уголь от разработок, расположенных в районе нынешнего города Шахты (тогда –  станица Грушевская), к баржам на Дону. Уже в середине мая 1860 года был издан указ о строительстве Грушевско-Донской железной дороги. Для строительства был учреждён специальный комитет. Ответственным за строительство дороги назначили инженер-полковника Области войска Донского Валериана Панаева. В 1861 г. был сделан окончательный выбор направления железной дороги: она должна была пройти от Грушевских копей не в сторону Мелеховской станицы, как намечалось первоначально, а к станице Аксайской. Рабочих для стройки (около трех тысяч человек) набирали в Курской, Орловской и Смоленской губерниях.

Строительство началось 2-го апреля 1861 года (практически через год после подачи рапорта), в двух верстах от Нового Черкасска близ балки Тангаши (сейчас это район Хотунка). Инициатор строительства, наказной атаман М.Г. Хомутов, лично отвез первую тачку грунта. Его примеру последовали сотрудники Войскового штаба, железнодорожные чины.

Перед строителями первой на Дону железной дороги стояла очень непростая задача: практически вручную, используя лишь тягловую силу лошадей или быков, построить более шестидесяти километров насыпи, проложить рельсы, возвести три десятка мостов, несколько остановочных площадок. 

Поставку шпал и металлических материалов взяли на себя крупные новочеркасские торговцы и промышленники А. И. Сербинов и С. Н. Кошкин. Шпалы и лесоматериалы закупались в России. Металлические мостовые конструкции, паровые машины, гидравлические краны, поворотные круги, оборудование для ремонтных мастерских, паровозы и вагоны - в Бельгии. Это оборудование доставлялось пароходами из Антверпена на Таганрогский рейд. Для дороги на бельгийском заводе «Эдвард» были построены четыре паровоза. Кроме порядковых номеров, паровозы имели имена: «Казак», «Ермак», «Атаман» и «Грушевский». Кроме паровозов, дорога в год открытия имела сто шестьдесят грузовых вагонов для перевозки угля, восемь  зимних и шесть летних пассажирских вагонов, и два багажных

Строительство сопровождалось недовольством местных казаков, которые хотели его остановить. Их аргументы основывались на том, что железнодорожная насыпь мешала выгону скота на пастбище.  Был созван станичный сход, итогом которого стал документ, где говорилось, что «линия железной дороги стеснила не только Новочеркасскую лесную биржу, но и весь город, и затруднила … сообщение оного со станицами с восточной и южной сторон его лежащими, откуда ежегодно осенью подвозится в город значительное количество различных продуктов, также топливо для домов и кирпичных заводов…. Дорога стеснила город и с северной стороны... отрезала все пахотные и сенокосные места от свободного довольствия водою в реке Грушевке.... Но самое главное неудобство заключается в том, что железная дорога отрезала город от реки Аксай». Из 19 тысяч жителей Нового Черкасска, под протестным документом поставили подписи только 364 человека. Власти решили: «Дороге быть!»

Торжественное открытие дороги, соединившей станицы Грушевскую (ныне - Шахты) и Аксайскую (ныне - Аксай)  состоялось 29 декабря 1863 года, а регулярное  движение  по ней началось 1 января 1864 года. Гостей открытия дороги приглашали в  «пассажирский дом», то есть вокзал, где и состоялся праздник.

С 1 февраля движение по дороге стало ежедневным, кроме воскресенья. Поезд из Новочеркасска на Грушевскую отходил в 14.15, а из Грушевской на Новочеркасск в 15.30. Состав был сборным и состоял из вагонов для перевозки грузов и пассажирских вагонов.  

В первые годы своего существования железная дорога была убыточной. В мае 1872 года её купил за три миллиона железнодорожный магнат Самуил Поляков, занимавшийся строительством новых в то время для России магистралей. Позже дорога от Александровск-Грушевской была соединена  с дорогой Воронежской, которая шла до Москвы. От  станицы Аксайской построили ветку до Ростова. В 1872 году железнодорожная магистраль связала Ростов и Москву.

В Новочеркасске первоначально был построен вокзал из дерева, который со временем заменили на каменное двухэтажное здание. Во время войны оно было разрушено. Здание железнодорожного вокзала был  отстроено заново в начале пятидесятых годов, оно служит пассажирам и сегодня.

Михаил Мартынов

По материалам сети Интернет и книги Е.И. Кирсанова «Слава и трагедия Новочеркасска».

 


Наверх