Меню раздела

Десятый в России: Из истории городского водопровода

В начале 60-х годов XIX века велось строительство проходившей у Новочеркасска от Грушевских угольных копи к реке Дон Грушевско-Донской железной дороги. Строительство это было вызвано необходимостью  транспортировки от мест угледобычи к месту погрузки на суда отборного антрацита, который начали добывать в промышленных объёмах в окрестностях Грушевского поселения (ныне – город Шахты). В это же время появилась и потребность  Новочеркасска в бесперебойном и качественным водоснабжении, в связи с чем началось также строительство городского водопровода. Оба эти события ознаменовали начало в казачьем крае эпохи технического прогресса.

   *    *    *

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, СОЗДАТЕЛИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Сооружённая для прокладки железнодорожного полотна земляная насыпь, охватившая Новочеркасск с северо-востока, с востока и с юга, отделила наш город от омывавших его с этих сторон рек и от богатых травами заливных лугов. Да и чистота воды в соединяющихся здесь Аксае и Тузлове с годами заметно снизилась.  Доставлявшаяся водовозами в город речная вода уже не удовлетворяла население Новочеркасска ни количеством, ни качеством. Назрела острая необходимость города в водопроводе. Организация его проектирования и строительства была поручена специально созданной структуре под названием «Войсковой комитет  Грушевской железной дороги и Новочеркасского водопровода».

Проект десятого в России городского водопровода был высочайше (то есть самим императором) утверждён 2 ноября 1862 года. А уже через 3 года 1 месяц и 5 дней – 7 декабря 1865 года – это сложное техническое сооружение было торжественно открыто: с обязательным в то время молебном, с водоосвящением и с соответствующими событию речами высокопоставленных должностных лиц. Таким образом, новочеркасский водопровод вошёл в первую десятку водопроводов в России. В этом отношении наш город обошёл ближайшего своего соперника - купеческий Ростов.Каким же было это сооружение и кем оно создавалось?

Своё начало новопостроенный водопровод брал близ станицы Александровской, находившейся между станицей Аксайской и городом Ростовом. Водой он наполнялся из источников Мержанова, Лекарева, Роговского и Мешкова. Далее водопровод проходил вдоль берегов рек Дон и Аксай к балке Большой Лог. Здесь его водовод пополнялся ещё двумя источниками – Ефремовским и Змиёвским. Отсюда вода с помощью водоподъёмных машин подавалась в находившийся на вершине  возвышенности напорный резервуар, из которого она шла в Новочеркасск уже самотёком.

Протяжённость водопровода вместе с его линиями городской разводки составляла 41 версту. На всём своём протяжении водопровод имел 3 главных резервуара. А именно: запасный (в Большом Логу при водопроводном здании), напорный (близ балки Мишкинской) и второй запасный (в городской черте на месте срытого кургана Хохлач). В начальный период своего существования новочеркасский водопровод имел на территории города 6 водоразборных бассейнов на городских улицах и 1 фонтан в городском саду. Объём же ежесуточно поставляемой для нужд города воды тогда составлял 120 тысяч 13-литровых вёдер в сутки.

Строительство водопровода для Новочеркасска обошлось войску Донскому более чем в 600 тысяч рублей. Интересно отметить, что строительство это уже в ту пору осуществлялось хозяйственным способом при строгой отчётности распоряжавшихся денежными средствами должностных лиц перед  «Войсковым комитетом Грушевской железной дороги и Новочеркасского водопровода». Успешный ввод в действие водопровода и всех имевшихся при нём устройств для бесперебойного водоснабжения столицы казачьего Дона поставили имена его создателей в один ряд с лучшими отечественными техническими специалистами.

 

СОЗДАТЕЛИ ВОДОПРОВОДА

Через десяток лет после постройки и пуска городского водопровода А.П. Чеботарёв - автор записок о событиях, происходивших в нашем городе в 1870-х годах, свидетельствовал:  «Город Новочеркасск теперь имеет здоровую воду и в большом количестве. <…> В город, находящийся на довольно возвышенном мысе, она поднимается паровою машиною и <…> течёт по трубам, положенным на многих улицах, а также в городской сад, ныне весьма разросшийся и составляющий лучшее гулянье для новочеркасских жителей. Водопровод этот  <…> устроен инженерами – бароном Дельвигом и Белелюбским».

Андрей Иванович Дельвиг был двоюродным братом друга А.С. Пушкина – поэта Антона Антоновича Дельвига. Техническое образование А.И. Дельвиг получил в институте путей сообщения, после окончания которого был произведён в прапорщики и оставлен в этом институте «для продолжения научных занятий». За «отличие в науках» он был произведён в поручики и в 1832 году, выйдя из института, был привлечён к работам по сооружению первого в Российской империи московского водопровода. Блестящее выполнение поставленного перед ним сложного  технического задания сделало А.И. Дельвига широко известным в России инженером, способным найти решения и других сложных задач.

В Новочеркасск А.И. Дельвиг был командирован, будучи уже генерал-лейтенантом. Послан он был в наш город как представитель центральной власти с заданием разрешить спор между руководителями строительства железной дороги и местными жителями. Дело в том, что казаки станицы Нижней требовали срыть железнодорожную насыпь, которая якобы не позволяла им возить скошенные ими травы, чакан и камыш с лугов и с озёр придонского займища, так как в предусмотренные под железкной дорогой проезды якобы не проходили нагруженные ими возы. Барон Дельвиг разрешил спор  просто: он провёл эксперимент, в ходе которого в проезд под железной дорогой прошёл даже воз, нагруженный казаками сверх всякой меры. После чего инженерный генерал Дельвиг имел деловую беседу с престарелым донским атаманом того периода - П.Х. Граббе, в ходе которой атаман, знавший генерала ещё молодым офицером, видимо, просил его о содействии ему в решении вопросов, связанных не только со строительством железной дороги, но и с сооружением городского водопровода. И барон Дельвиг, по-видимому, не только пообещал содействие  атаману на словах, но и содействовал ему на деле, ходатайствуя перед центральной властью о скором и правильном решении проблемных для атамана вопросов.

Апполон Васильевич Белелюбский также учился в институте инженеров путей сообщения, в который поступил в 1831 году – за год до окончания его А.И. Дельвигом. Практические же навыки А.В. Белелюбский получил, участвуя в изысканиях для устройства шоссе под Киевом. А затем в 1844 году он принял участие в изысканиях для устройства шоссе от Харькова до Новочеркасска. В 1855 году, в период Крымской войны, А.В. Белелюбский участвовал в строительстве укреплений в Ростове-на-Дону, а после окончания войны строил в донской Нахичевани бассейн для снабжения этого города питьевой водой и вёл изыскания для водоснабжения Ростова. Одновременно с этим, по поручению атамана войска Донского М.Г. Хомутова, инженер Белелюбский исследовал также окрестности Новочеркасска, чтобы подыскать подходящие для его водоснабжения источники пресной воды.

Когда такие источники были найдены, А.В. Белелюбский с 1862 года занялся лишь проектированием и строительством водопровода для Новочеркасска. Необходимо отметить, что практическим строительством инженеру Белелюбскому разрешили заняться лишь после того, как выполненный им проект водопровода был подвергнут тщательной экспертизе, которую провели третейские иностранные специалисты. Представленный на экспертизу проект инженера Белелюбского ими был полностью одобрен, после чего автор проекта смог приступить к его реализации, успешно завершившейся всего через 3 года.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ  ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Со временем Новочеркасск, соединённый посредством железной дороги первоначально с Воронежем, а затем и с Москвой, стал быстро пополняться приезжим людом, прибывавшим в него уже не только с территории области войска Донского, но также и из среднерусских губерний. Население Новочеркасска теперь росло не только за счёт увеличения числа лиц так называемого войскового сословия (то есть казаков), но и за счёт увеличения числа иногородних (то есть неказаков). Соответственно, увеличивалось и количество возводимых в городе строений, предназначенных уже не только для жилья, но также для торговли и производственных нужд.  

Возможности же городского водопровода по обеспечению растущего населения Новочеркасска и его хозяйственной деятельности водой оставались прежними. Дело дошло до того, что, начиная с 1880 года, в городе в летние месяцы стали искусственно сокращать расход воды: не только ограничивая объём её подачи населению, но и полностью прекращая в отдельные дни её разбор, который не покрывался её притоком. Так, например, расчётное количество подаваемой в Новочеркасск воды должно было составлять не менее 100 тысяч вёдер в сутки; на деле же даже её источник давал на 5 тысяч вёдер в сутки  меньше запланированного её количества. Но и из этого объёма живительной для южного города влаги в 1884 году 28 тысяч вёдер воды в сутки уходили в так называемую холостую трубу из-за невозможности пропустить её всю через уже изрядно заросшие отложениями трубы.

В 1891 же году объем уходившей в холостую трубу воды стал составлять уже 32 тысячи вёдер в сутки. А напор воды в водопроводной сети стал настолько слаб, что даже в расположенном позади строящегося собора архиерейском доме, известном ныне как Дом офицеров, ведро наполнялось водой лишь за 5 минут. На вторые же этажи новочеркасских домов вода уже не поднималась. Таким образом,  через четверть века после пуска водопровода город вместо расчётных 100 тысяч вёдер воды в сутки стал получать за сутки лишь 68 тысяч вёдер воды. В связи с этим некогда роскошная растительность Александровского сада и появившихся к этому времени городских бульваров, называемых у нас аллеями, стала увядать и погибать, так как воды уже не хватало не только для неё, но и для горожан с имевшимися у них домашними животными.

В связи со сложившимся тяжёлым положением в водоснабжении Новочеркасска, заведовавший в этот период городским водопроводом инженер В.И. Зуев составил записку с предложениями об его улучшении. А в октябре 1891 года по распоряжению войскового атамана - князя Н.И. Святополк-Мирского - была создана водопроводная комиссия, которая подвергла предложения инженера Зуева тщательному рассмотрению и обсуждению. Комиссия эта подтвердила необходимость сооружения в Новочеркасске напорного резервуара ёмкостью 100 тысяч вёдер воды, наличие  которого стало бы надёжным регулятором колебания суточного разбора воды в городе. Такой  резервуар мог служить также ёмкостью для хранения суточного запаса воды на случай аварии водопроводной трассы и её ремонта между местом забора воды и городом.

Одновременно назрела и потребность расширения водопроводной сети, которая должна была теперь обеспечивать водой не только жителей центральной части города, но и более отдаленных от центра мест. Поэтому городскими властями Новочеркасска и было принято решение продлить водопроводные линии до площадей Госпитальной (ныне – Павлова) и Азовской базарной, а также до триумфальных ворот на Санкт-Петербургском проспекте (ныне – спуск Герцена). Для реализации этого решения требовалось около 800 тысяч рублей. Со временем необходимая сумма была выделена из войсковой казны и успешно освоена. 

На эти деньги в месте стыка нынешних улиц Крылова и Галины Петровой с Баклановским проспектом был построен запасный резервуар, а городская водопроводная сеть была продлена как до площадей Госпитальной и Азовской базарной, так и до северных триумфальных ворот. На соборной же площади появился большеразмерный чугунный фонтан. После завершения этих работ снабжение жителей Новочеркасска водой значительно улучшилось, а сам город оказался застрахован от полного его обезвоживания при устранении  аварий на водоводе.

Со временем необходимость в запасном резервуаре отпала. В последние десятилетия своего существования он использовался уже как овощехранилище и был разобран в конце 1960-х годов. Фонтан же с соборной площади в послевоенный период был перемещён на площадь Жертв Революции (Круг). Но при создании на этом месте в 1967 году мемориала с мелководным бассейном он был разобран на составлявшие его секции, дальнейшая судьба которых неизвестна. В итоге от той былой водопроводной сети до наших дней сохранились лишь 3 сооружения: два видоизменённых водоразборных бассейна в виде невысоких кирпичных башен, расположенные на Азовском рынке и на Александровской улице, да чугунный фонтан в Александровском саду. По своему же прямому назначению в наши дни используется лишь фонтан.

Павел Чернов

 


Наверх